Международные эксперты создали фокус-группу из числа автолюбителей и выяснили, что только при соблюдении нескольких факторов люди готовы отказаться от собственного авто. Первый – это сервис от двери до двери. Второй – высокий уровень комфорта и возможность всегда занять свободное место. Третий – короткое время ожидания и время поездки меньше, чем на автомобиле. Необходим также легкий сервис оплаты и отсутствие проблем с парковками. При условии, что все это будет достаточно недорого, самые закоренелые автомобилисты, а также маломобильные граждане готовы рассматривать вопрос использования общественного транспорта. Такая система уже тестировалась в Лиссабоне и Хельсинки. Подходит к концу эксперимент в Дублине.
Что представляют собой совместные перевозки? Первый тип – это совместное такси, когда в машину, уже везущую пассажира, по дороге сажают людей, едущих в том же направлении. Второй – совместный автобус, который едет не по заранее намеченному маршрут, а по заявке. Второй тип немного напоминает заказные перевозки. Это тоже удобный сервис, не такой как в такси – здесь необходим предзаказ за 30 мин. А посадка и высадка пассажиров осуществляется примерно в 400 м от места заказа. Это довольно удобно, ведь без единой пересадки можно добраться до места назначения на небольшом автобусе, рассчитанном на 8–12 мест.
Сколько составит стоимость проезда на таком транспорте? Например, в Хельсинки проехать на общественном такси будет стоить примерно в 3 раза дешевле, чем на обычном. А стоимость проезда на совместном автобусе будет равняться разовой поездке на транспорте. Кому экономически невыгодно будет передвигаться на таком автобусе – льготникам и тем, кто ездит по единому проездному. Однако, учитывая опыт Хельсинки, внедрение такого совместного автобуса и такси не отменяет обычный общественный транспорт. У горожан лишь появляется альтернатива.
В Хельсинки при внедрении этого эксперимента осталось всего 4% личных автомобилей, дорожная сеть разгрузилась на 37%, а общественное пространство густонаселенных и плотно застроенных районов освободилось до 95%! Кроме того, на 34% снизилось количество выбросов углекислого газа. От города к городу результаты расходятся. Например, в Лиссабоне, где не так была развита система городского транспорта, снижение выбросов СО
2 прогнозируется на 62%.
Однако экономия будет в том случае, если цена поездки не ударит по кошельку пассажиров. Также экономия поездки останется зависеть от ее дальности. В некоторых случаях, если поездка длительная и на большие расстояния, выгоднее будет добираться на личном транспорте. Немаловажным фактором является и то, чтобы совместный транспорт приходил вовремя и справлялся с пассажиропотоком в часы пик.
Насколько реально внедрить в России такую систему? Вполне возможно, что через 2 года в нашей стране появится возможность протестировать совместный транспорт.
Автор: Екатерина Брязгина, заместитель генерального директора ОАО «НИИАТ»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.