Опросив более 4700 автотранспортных компаний в Америке, Азии и Европе, на долю которых приходится 72% мирового ВВП, в IRU вынуждены признать, что в 2023 году во всем мире увеличился дефицит водителей грузовиков. Прогноз основан на том, что огромный разрыв между молодыми и пожилыми водителями растет, в ближайшие пять лет ситуация станет намного хуже.
Сколько водителей не достает?
Прогнозируется, что в ближайшие годы дефицит будет значительно ухудшаться. Более 7 млн вакансий водителей грузовиков могут оказаться незаполненными к 2028 году, в том числе – 4,9 млн в Китае (20% от общего числа должностей), 745 тыс. в Европе и 200 тыс. в Турции (17% и 28% соответственно).
Последствия такого дефицита уже наносят вред обслуживанию цепочек поставок и национальным экономикам, которые зависят от нашей отрасли. Автоперевозчики вносят свой вклад в решение проблемы. Однако и властям различных стран необходимо активизировать усилия по улучшению условий труда и доступа к профессии.
В большинстве исследованных стран по меньшей мере 50% операторов автомобильного транспорта испытывают серьезные проблемы с наймом квалифицированных водителей. Многие из них также не могут расширять свой бизнес и теряют существующих клиентов и доходы.
Причем, в профессии водителя грузовика наблюдается старение населения: менее 12% водителей грузовиков моложе 25 лет, а в Европе этот показатель снижается до 5%. Единственными двумя опрошенными странами с более высокой долей водителей в возрасте до 25 лет являются Китай (17%) и Узбекистан (25%).
Доля женщин-водителей грузовиков также остается низкой – всего 6%, что ниже общего показателя в транспортной отрасли. Среди исследованных стран наибольшая доля женщин-водителей грузовиков приходится на Китай (6%) и США (8%).
Как улучшить ситуацию?
Разрыв возможности управления тяжелыми грузовиками для дальнобойщиков «от школы до автомобиля» становится ключевой проблемой, стоящей перед отраслью. В некоторых странах минимальный возраст водителя для международных грузовых перевозок по-прежнему составляет от 21 до 26 лет.
Высокие затраты на обучение, лицензии и страховку также делают работу водителем грузовика дорогой. Во Франции, например, средняя стоимость получения лицензии водителя грузовика и сертификата профессиональной компетентности составляет €5250, что более чем втрое превышает минимальную ежемесячную заработную плату в указанной стране.
Правительствам необходимо облегчить доступ к профессии путем снижения минимального возраста вождения и субсидирования затрат на получение квалификации.
Доступ к профессии квалифицированных водителей из третьих стран также должен быть облегчен, что позволит странам с избытком профессиональных водителей помочь восполнить пробелы там, где это необходимо.
Автор: Умберто де Претто, генеральный секретарь IRU
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.