Он отметил, что одной из приоритетных целей КГД является решение инфраструктурных задач пунктов пропуска, расположенных на таможенной границе ЕАЭС. Сегодня действует девять автомобильных ПП: на границе с Узбекистаном (4) – «Капланбек», «Казугурт», «Атамекен» и «Тажен»; на границе с Китаем (4) – «Достык-автомобильный», «Калжат», «Майкапчагай» и «Бахты»; на границе с Туркменистаном (1) – «Темир-баба». Также функционирует один железнодорожный пункт пропуска: на границе с Китаем – «Достык-железнодорожный», ГДУ –1.
«С прошлого года строительно-монтажные работы начаты по всем 10 пунктам пропуска. По согласованию с узбекской стороной автомобильные пункты пропуска «Капланбек» (РК) и «Зангиота» (РУ) полностью закрыты на реконструкцию. Реконструкция остальных пунктов пропуска проводится без закрытия, но с ограничением движения автотранспорта и физических лиц. Завершить реконструкцию всех пунктов пропуска планируется в конце 2024 года. В рамках реализации проекта будет увеличение пропускной способности до восьми раз (с 1000 до 8400 тс в сутки), сокращение времени (с 2 часов до 25 минут) и минимизация коррупционных рисков», – сообщил Елдос Саудабаев.
После завершения модернизации пунктов пропуска будут решены инфраструктурные проблемы, созданы все условия для комфортного прохождения границы и ускоренного проведения контроля, заявил он. Спикер добавил, что в результате проведенной работы по увеличению товарооборота и совершенствованию таможенного администрирования за первое полугодие 2023 года объем таможенных платежей и налогов в государственный бюджет Республики Казахстан после распределения между странами ЕАЭС достиг 1,9 трлн тенге, что на 21% больше, чем за аналогичный период прошлого года (1,6 трлн тенге), в том числе НДС на импорт поступило 890 млрд тенге, с ростом к аналогичному периоду прошлого года на 71% (519 млрд тенге).
По результатам таможенного администрирования в первом полугодии 2023 года выявлено на 38% больше нарушений таможенного законодательства, чем в первом полугодии 2022 года.
Елдос Саудабаев также проинформировал о ситуации с выдачей иностранных бланков разрешений в пунктах пропуска.
«Автоматизирована выдача иностранных бланков разрешений КНР на базе модуля системы электронной очереди CargoAlem на границе с КНР, что позволило исключить человеческий фактор и получение иностранных бланков разрешений непосредственно на пунктах пропуска. Данный проект стартовал в режиме «пилота» до марта 2024 года и только в отношении перевозок в Китай. Иностранный бланк разрешения или, как в народе говорят, «дозвол», – это документ, который разрешает перевозчикам транспортировать грузы по территориям иностранных государств. Раньше компаниям приходилось ездить и обращаться непосредственно в уполномоченный орган для получения таких бланков, сейчас же получить разрешение можно будет непосредственно уже при пересечении границы. Это значительным образом позволяет перевозчикам экономить время и деньги», – отметил он. Выдача иностранных бланков разрешений, по его словам, сегодня осуществляется за 1 МРП в пунктах пропуска.
«Ранее имелись факты незаконной перепродажи по завышенным ценам, то есть стоимость одного бланка доходила до 2 тыс. долларов. С момента запуска пилотного проекта 26 апреля текущего года выдано более 21 тыс. иностранных бланков разрешений», – сказал Елдос Саудабаев.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.