«Согласно мировой статистике ДТП, более половины всех дорожных происшествий так или иначе связано с переутомлением водителей. Утомление обнаруживается уже на четвертом-пятом часу вождения и явно ощущается на шестом-восьмом часу. Если водитель находится за рулем от 7 до 12 ч, то степень возможного попадания в ДТП в 2 раза выше, чем при продолжительности рабочего дня менее 7 ч», – говорится в обосновании законопроекта.
Из законопроекта следует, что тахографами планируется оснастить транспортные средства категорий М2 и М3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, и категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов. К первым двум категориям (М2 и М3) относятся автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, к категориям N2 и N3 – грузовики от 3,5 и более т.
Предполагается, что в них будут установлены цифровые тахографы с достаточным объемом памяти, чтобы обрабатывать информацию о водителях, загрузке и простоях за 365 суток, способностью передавать ее на компьютер, распечатывать с помощью встроенного принтера и выводить на дисплей. Кроме того, цифровой тахограф быстро обрабатывает информацию и защищен от манипуляций и подделок данных.
Сейчас в Кыргызстане правила по установке и применению тахографов, а также требования к организации труда и отдыха водителей, к техническим характеристикам тахографов нормативно не закреплены, а тахографы используются бессистемно. Международными грузовыми перевозками в республике занято около 5 тыс. автотранспортных средств и работает 1,7 тыс. автобусов большого и малого классов. Около 1750 грузовых автотранспортных средств имеют аналоговые тахографы, 156 – цифровые. На 200 пассажирских автобусах установлены аналоговые тахографы, которые полноценно не используются, остальные 1,5 тыс. автобусов малого класса (микроавтобусы) ездят без таких устройств.
«Показатели смертности и травматизма (на 100 тыс. населения) на автомобильных дорогах в Кыргызстане являются одними из самых высоких среди стран Организации экономического сотрудничества и развития», – отмечает Министерство транспорта. В 2017 году в стране произошло 6346 ДТП, в которых погибло 907 человек и 9568 получило различные травмы. В ведомстве считают, что тахографы сократят число ДТП со смертельным исходом.
Тахографы (от греческого τάχος – скорость) были созданы для регистрации скорости и пройденного автомобилем пути за реальное время с целью контроля за наемными работниками, но со временем стали применяться для обеспечения безопасности дорожного движения.
Переутомление киргизского водителя-мигранта стало причиной резонансного ДТП в Москве во время летней олимпиады, когда таксист, не спавший 20 ч подряд, уснул и врезался в толпу, перепутав газ с тормозом. В то же время департамент транспорта Москвы, проанализировав статистику дорожных аварий с участием легкового такси, подсчитал, что 21% таксистов, виновных в ДТП, являются мигрантами, а в остальных 79% случаев аварий повинны граждане России.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.