– Весь последний год идет подготовительная работа по переходу на ЭТрН автоперевозчиков, в следующем году уже начнется эксперимент с привлечением максимального числа участников. А с 2023 года ЭТрН станет обязательной. На Ваш взгляд, срок в один год достаточен, чтобы выявить и устранить все подводные камни?
– В идеальных условиях да, этого достаточно и для выявления, и для решения проблем. Но все зависит от скорости принятия решений и выделенных на исправление ресурсов. Уже несколько лет действует рабочая группа, и пока много открытых вопросов, которые обсуждаются, но решения нет. А значит, нет и реализации.
В первую очередь должны быть предусмотрены требования и ответственность для всех участников, а не только для перевозчика или экспедитора. Во вторую – вводимая в эксплуатацию система должна работать без сбоев на пути всей грузовой перевозки. И главное – ЭТрН должна отвечать всем требованиям реальных ситуаций при перевозках.
– Какие главные страхи участники рынка испытывают перед вводом электронной накладной?
– Возможность оформления и проверки ЭТрН. Она зависит от доступности IT-систем, оперативности операторов в устранении ошибок и сбоев, а также от наличия и качества доступа к интернету по пути следования автомобиля с грузом.
Также есть вероятность увеличения расходов перевозчиков и экспедиторов на оформление электронных подписей, на взаимодействие с операторами.
В эксперименте, насколько нам известно, принимали участие в том числе такие клиенты нашей компании, как ООО «Деловые Линии» и ООО «ДЛ-Транс». В рамках эксперимента с его организаторами обсуждались различные предложения, в том числе:
• особенности заполнения ЭТрН при участии в перевозке экспедитора или отгрузке груза третьим лицом, а не клиентом;
• кейсы нестандартных ситуаций в пути, с которыми экспедиторы и перевозчики сталкиваются и которые должны отражаться в ЭТрН, а также влияют на «видимость» документа сторонам перевозки. В частности, это отказ от принятия груза, изменение получателя, перенаправление на другой адрес, изменение ТС или водителя в пути;
• требования к системе, в которой будут оформляться ЭТрН.
Какие-то из предложений уже отражены в новых правилах перевозки грузов, многие приняты в проработку.
Подчеркну, несмотря на трудности в целом положительный результат при переходе на электронные документы есть. Учитывая, что в ЭТрН предусмотрены требования к порядку заполнения, рассчитываем, что это дисциплинирует грузовладельцев. Кроме того, ЭТрН сделают более прозрачным рынок перевозок.
– Участники рынка уже просчитывали затраты на «компьютеризацию» водителей и кладовщиков?
– Нет. Для таких расчетов нужно больше информации о том, на каких условиях будет строиться взаимодействие с операторами, как будет обеспечиваться выдача электронных подписей, особенно водителям, кто будет нести эти расходы и о каких суммах речь.
Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.