– Антон, Министерство экономического развития разработало правила по стимулированию спроса на электромобили. Согласно плану ведомства, уже в 2026 электрокары России должны иметь российские аккумуляторные батареи. Производители справятся с такой задачей?
– Отечественная батарея уже существует. Пока она востребована лишь в сфере общественного транспорта. На отечественных аккумуляторах уже работают электробусы, рельсовый транспорт, электрогрузовики. Да, опыта работы с электромобилями для личного использования пока у производителей аккумуляторов нет. Но наработки есть.
– То есть через 5 лет Россия сможет конкурировать с Китаем на рынке производства аккумуляторов?
– Не вижу никаких проблем с этой задачей. Срок разработки и запуска аккумулятора в серию – до 2 лет. Концепция будет разработана в первые полгода, еще через полгода-год разработчики могут предъявить работающий прототип, который будет доведен до предсерийного и серийного производства.
Если начать сегодня, то да, уже через 5 лет у России может быть своя отечественная батарея для электрокаров. Понятно, что российские аккумуляторы не будут полностью состоять из российских комплектующих – это просто невозможно.
– Почему невозможно?
– Аккумуляторная батарея состоит из множества компонентов. Самая наукоемкая из них – литий-ионная ячейка. Компоненты ее производятся в Китае, Корее или в Европе. И все мировые производители аккумуляторов эти компоненты закупают.
Российские производители аккумуляторов наверняка так же будут поступать. И российский аккумулятор будет состоять из комплектующих иностранного производства. Есть другой вариант – будет предложен аккумулятор отечественной разработки. Хотя я не понимаю, как контролировать процесс отечественной разработки?
На российском рынке пока лишь один игрок, который специализируется на изготовлении литий-ионных ячеек. Но из-за устаревших технологий продукция завода не соответствует современным требованиям. На разработку и налаживание производства литий-ионных ячеек с нуля необходимо минимум лет шесть. Получается, Министерство экономического развития даже не рассчитывает на отечественные комплектующие.
– Как правильно – разработать аккумулятор, а потом под него электрокар? Или аккумуляторы должны дополнять определенную модель электрокара?
– Конечно, второй вариант. Но пока в России нет собственного электромобиля – ни полностью отечественного, ни локализованного. Пока все российские электромобили находятся на уровне прототипа и предсерийного производства.
Благодаря скидкам, считаю, выход на российский рынок получат китайские электромобили. Россия, возможно, установит на технику отечественную систему управления. Но и она будет состоять из комплектующих китайского производства.
Большие игроки, не исключено, смогут уже к 2029 году разработать первый прототип российского электрокара. Вряд ли стартап справится с такой задачей? Tesla, конечно, смогла, но в России вряд ли кто из стартаперов сможет потянуть эти многомиллиардные инвестиции. У нас нет таких инвесторов.
Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.