«Рынок изменится»: позиция РОАД
Если писать подробнее о том, что изменится с 1 апреля, то ситуация такова: меняется порядок определения налоговой базы по НДС при перепродаже автомобиля, приобретенного у физического лица. Ранее при выходе машины на вторичный рынок и ее продаже от юрлица юрлицу за базу принималась полная цена автомобиля. Фактически НДС с цены автомобиля взимался дважды – первый раз еще при первичной покупке машины. Из-за этого доля автодилеров на вторичном авторынке была невелика: с точки зрения экономики работать по такой схеме им нецелесообразно. С апреля 2024 года НДС при перепродаже от дилера к дилеру (от юрлица юрлицу) будет взиматься только с разницы в цене, то есть дилеры не будут нести дополнительные издержки.
На то, чтобы продвинуть эти изменения, рассказал во время пресс-конференции по итогам 2023 года Президент РОАД Алексей Подщеколдин, ушло 13 лет.
«У нас до 2009 года салоны не могли покупать у физиков автомобили с пробегом. Даже при покупке у физика должны были начислить НДС 20%. Но в 2009 году правительство все же поддержало и внесло отмену на этапе сделки от физического юридическому лицу. Только после этого салоны стали официально продавать, до этого использовалась комиссия».
Но давно назрела и необходимость пересмотра определения налоговой базы по НДС при продаже между двумя юрлицами, считают в РОАД. В Ассоциации отмечают, что это необходимо для того, чтобы уравновесить распределение машин по регионам – через схему дилер-дилер это сделать легче.
«Салон где-нибудь в Брянске не мог купить у юрлица в Петербурге, да даже в своем городе, потому что 20% надо было начислить. Этот этап сделки был закрыт. По сути, оптовый рынок был запрещен. Теперь эта схема будет работать с 1 апреля. <…> Мы будем делать так, чтобы принимались одинаковые стандарты торговли в области автомобилей с пробегом, чтобы между дилерами были установлены единые правила и единая степень ответственности перед покупателем», – говорил А. Подщеколдин.
По его словам, изменения поспособствуют созданию новых логистических компаний для доставки автомобиля в любом городе. Можно будет купить машину в кредит, «но не в такой, как сейчас», воспользоваться трейд-ин.
«В этом году рынок серьезно изменится», – прогнозирует А. Подщеколдин.
Изобилие у дилеров vs остатки частникам
На авторынке можно встретить разные, в то числе и полярные, мнения о предстоящих изменениях. В ГК «Автодом» считают, что это поможет легче продавать машины вне своего региона.
«Отличающийся уровень спроса и разница в ценах в разных регионах рождают необходимость распределения машин между регионами. Такое перераспределение по цепочке CC (client to client) неудобно, поскольку автовладельцам сложно продавать свое авто в другой регион. Например, владельцу автомобиля класса люкс достаточно сложно самостоятельно продать его, если он живет в регионе, где нет спроса на модели такого сегмента. Самый удобный способ – это CBBC-сделка (client to business to business to client), когда клиент продает свой автомобиль местному дилеру, а тот перепродает его дилеру в другой регион, где наблюдается устойчивый спрос на такие модели», – комментируют РЖД-Партнеру в пресс-службе компании.
Отказ от двойного НДС позволит снизить наценки дилеров при CBBC-сделках и обеспечить более привлекательную цену на автомобиль для клиентов – теперь не требуется закладывать дополнительные 20% в цену авто, напоминают в компании. Мера позволит расширить ассортимент региональных автосалонов, так как она уберет препятствие для продажи автомобилей тех или иных брендов дилерам в города, где на них повышенный спрос.
«Отмена двойного НДС сделает авторынок более прозрачным, поскольку повысит долю официальных продаж. Это удобно клиенту, который при покупке у дилера защищен законом о защите прав потребителей. Для региональных дилеров, которые пристально следят за спросом на те или иные модели в своем регионе, появляется дополнительный канал получения востребованных автомобилей. В условиях дефицита автомобилей на вторичном рынке увеличение ассортимента дилерских центров – очень позитивная мера», – считают в ГК «Автодом».
В Национальном автомобильном союзе на изменения смотрят скептически. Вице-президент союза Антон Шапарин пояснил РЖД-Партнеру, что считает отмену второго НДС выгодной для двух сторон – это дилеры и государство: «Дилеры начнут, даже уже начали, массово скупать машины и перепродавать их из Москвы и Санкт-Петербурга мелким дилерам в условный Брянск. Бюджет будет получать дополнительные налоги».
Как уточнил во время пресс-конференции А. Подщеколдин, по оценкам РОАД государством будет получено налогов порядка 300 млрд рублей за последующие 10 лет.
«Все остальные будут в проигравших, – продолжает А. Шапарин. – Теперь человеку, который хочет купить хорошую машину на вторичном рынке, нужно будет конкурировать с целыми специализированными отделами профессиональных людей, которые будут выкупать все ликвидное, чтобы потом продавать это у себя в дилерских центрах по большому счету в кредит. Люди, соответственно, столкнутся с удорожанием машин. На вторичном рынке частников все выкупят, а потом эти же машины будут продавать, но только со своей накруткой – накруткой первого выкупившего, региональных дилеров. Соответственно, с дополнительными кредитами, навязанными услугами и прочим».
Доля дилеров на вторичном рынке – 10–15%
На вопрос о том, может ли отказ от двойного НДС привести к монополизации рынка автодилерами, в «Автодоме» ответили отрицательно:
«На данный момент доля дилеров на вторичном рынке около 10%. Безусловно, отказ от двойного НДС будет способствовать ее увеличению. Насколько она вырастет, можно будет судить в 2025 году по итогам текущего года».
Рост доли до 50–60%, как в зарубежных странах, считают в «Автодоме» маловероятным. В ГК «АвтоСпецЦентр» оценили, что отмена НДС позволит увеличить долю официальных дилеров, занимающихся продажей автомобилей с пробегом, до 35–40%.
В компании редакции ответили, что в плюсе должны остаться и дилеры, и покупатели. Необходимость отмены двойного НДС назрела давно: «В 2024 году будет рост продаж автомобилей с пробегом, так как сделки начнут заключаться на выгодных условиях и без дополнительных наценок. Есть предпосылки для снижения стоимости авто на вторичном рынке, если стабилизируется курс рубля».
По данным РОАД, на сегодня официальный рынок (доля дилеров на вторичном рынке) достиг 15%.
«Мы надеемся, что принятие закона позволит официализировать рынок хотя бы как в Европе (там, по информации РОАД, примерно 50%), то есть каждый второй автомобиль будет продаваться официально, с гарантией, с возможностью возврата, покупки в кредит», – резюмировал А. Подщеколдин.
Автор: Полина Карпович
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.