+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.06.2023 11:18:12
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Беспилотный транспорт: грузы предпочитают технологии

Беспилотные фуры по автодороге М-11 отправили 14 июня. Полностью отказаться от водителей и операторов участники эксперимента намерены к 2025 году. РЖД-Партнер опросил участников рынка и выяснил, что грузы технологиям готовы отдать и железнодорожные, и авиаперевозчики.
Беспилотные авиаперевозки

Тестирование беспилотной доставки грузов воздушными судами пока только стартовало. В Чувашии логистический провайдер ПЭК провел первые два тестовых полета в Чебоксарах при поддержке партнера, компании «Аэромониторинг Мастер». Первые результаты – беспилотные технологии повышают скорость на 30% и упрощает доставку в отдаленные регионы, у компании около 80 отделений в небольших городах России с разных уровнем дорожного покрытия.

«По предварительным расчетам ПЭК беспилотные перевозки эффективнее всего использовать на «последней миле». Так мы планируем на 30% ускорить доставку со складов компании до конечных получателей», — рассуждает совладелец, заместитель директора ПЭК Вадим Филатов.

Самолет вертикального взлета и посадки VT5 доставил груз весом 5 кг от склада ПЭК в Чебоксарах до конечного получателя в городе Цивильске: за 25 минут беспилотник преодолел 40 км, сообщает пресс-служба логистического оператора. Вторая партия груза отправлена мультикоптером B-850, он не только доставил груз на расстоянии в 20 км за 15 минут, но и протестировал технологию обмена данными между перевозчиком и управлением воздушного движения аэропорта. Логистический оператор установил радиоэлектронное оборудование автоматического наблюдения за воздушным пространством. Оно необходимо для обеспечения безопасности полетов, добавляет пресс-служба ПЭК.

«Беспилотники оснащены датчиками, которые передают в эфир свой бортовой номер и координаты, благодаря этому операторы видят маршрут дронов и других зарегистрированных воздушных судов», — говорит Олег Шилов, директор «Аэромониторинг Мастер».

Пока ПЭК только отрабатывает механизмы взаимодействия перевозчика и грузоотправителя с конечными получателями грузов, урегулировал организационные, юридические и страховые вопросы.

Автоперевозка без водителя

ПЭК намерен ежемесячно выполнять по четыре беспилотных рейса в сутки между Москвой и Санкт-Петербургом. Технология, заявляют в компании, повышает скорость доставки груза на 12% и на 10% снижает себестоимость.

Впрочем, и на терминалах, складах и фулфилмент-центрах логистического оператора последние два года тестируют транспорт, для управления которым не нужны водители. Об использовании интеллектуальных грузовиков Evocargo в этом году заявила и логистическая компания «Грузовичкоф».

Автомобиль, основанный на базе УАЗ, имеет полноуправляемое шасси, то есть поворачиваются и задние колеса. Грузоподъемность до 2 тонн, дальность хода до 200 км, время автономной работы – до 22 часов в сутки. Машина оснащена пневпоподвеской, что облегчает погрузку и выгрузку. Съемная тяговая батарея имеет емкость в 105 А·ч. В пространстве автономная платформа ориентируется при помощи ультразвуковых датчиков, камер и лидара. Evocargo в этом году намерена произвести не менее 100 беспилотных электрогрузовиков, большая часть из них – уже законтрактована. Часть из них передадут Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Договор по аренде беспилотного автотранспорта заключен в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2023), но детали сделки, и, самое главное, количества машин, которые производитель передаст ГТЛК, не раскрываются.

В городах России грузовые автомобили, работающие в беспилотном режиме, появятся лет через 10, говорит Андрей Ионин, главный аналитик Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». За этот срок удастся отработать технологии для безопасности всех участников движения.

«Что касается использования грузовых автомобилей на магистралях, то здесь надо иметь в виду, что человек, находящийся в кабине, выполняет ряд функций. Не только управление автомобилем, но и техническое обслуживание автомобиля, мелкий ремонт, функции экспедитора и охраны груза», — резюмирует он.

Движение без машиниста

Трамваи ПК ТС с системой технического зрения уже используют на петербургских маршрутках. Законтрактованный объем поставок на 2022-2023 год составляет 192 трамвая, об этом сообщает пресс-служба Смольного. Денис Минкин, гендиректор петербургского «Горэлектротранса» заявляет: автопилот, конечно, повышает цену на трамвай, но не более чем на 4%.

Для запуска беспилотных поездов необходима цифровизация железнодорожной инфраструктуры, об этом РЖД-Партнеру рассказывает Олег Шевцов, генеральный директор АО «Трансэнерком».

«Платформы, станции, железнодорожные линии должны быть обеспечены ограждениями, датчиками, камерами на базе технического зрения, что достаточно дорого, особенно на протяженных маршрутах. Но без таких технологий движение беспилотных поездов невозможно, так как если состав не оснащен оборудованием, способным распознавать объекты на определенном расстоянии и адекватно реагировать на них, это может привести к аварии», — рассуждает он.

Проект по внедрению безлюдных технологий на железной дороге реализован на сортировочной станции Лужская в Ленобласти еще в 2015 году. В 2017 году реализован беспилотный режим работы второго уровня автоматизации на трех тепловозах ТЭМ7А: обеспечена работа по замкнутому циклу без участия машиниста – локомотив к составу прицепляется без участия человека, происходит надвиг на сортировочную горку, а также роспуск вагонов и возврат на исходную позицию. Система технического зрения, установленная на локомотиве, определяет расстояние до объектов на дальности до 200 м, классифицирует их и принимает решение о продолжении движения или торможении. Технология включает целый комплекс датчиков: видеокамеры, лидары, радары, инфракрасные камеры и тепловизоры.

«Цифровизация железнодорожных перевозок имеет значимый экономический эффект. Прежде всего, отсутствие рисков аварий из-за человеческого фактора. Кроме того, инновационные технологии на базе искусственного интеллекта и технического зрения позволяют собирать и анализировать всю информацию о составе, рассчитывать амортизацию и прогнозировать время обслуживания или ремонта локомотивов и вагонов. Все это позволяет сокращать издержки на ликвидацию последствий аварии или выхода техники из строя», — говорит О. Шевцов.

Однако развитие сегмента беспилотного железнодорожного транспорта сегодня поставлено на паузу, в том числе и из-за ухода с рынка иностранных производителей, а также ухода западных вендоров. Олег Шевцов говорит о существенном росте затрат на разработку оборудования и программного обеспечения для беспилотного железнодорожного транспорта.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions