• Ставка на полувагон
    2095
    -0.6 %
    руб./сут.
    октябрь 2018
  • Индекс качества II квартал 2018 г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 65.81 0 EUR ЦБ РФ 75.32 0
    BTC 6490.41 usd BTC 425056.95 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.10.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Пассажирские поезда: коммунальный приют

Попалась мне как-то намедни любопытная статейка французского искусствоведа Теофила Готье, написанная им зимой 1859 года. Путешествуя из Петербурга в Москву, ему удалось отогреться только в вагоне пассажирского поезда. У раскаленной докрасна печурки он испытал настоящее блаженство. В то время даже в продвинутой Европе люди мерзли в неотапливаемых вагонах.
Пассажирские поезда: коммунальный приют
С годами система отопления в поездах подверглась серьезной модернизации. Сначала прямо в вагоне была установлена дровяная печь. Но после внутренней перепланировки ее вынесли в тамбур. Позже появилось воздушное отопление, а вслед за ним и водяное. Дрова заменили углем. А уж когда поезда «электрофицировали», и вместо свечей и фонарей в вагонах зажегся яркий свет и тепло заполнило все пространство, пассажиры почувствовали себя как в коммунальной квартире, только на колесах.

Но никто тогда даже предположить не мог, что это самое тепло сыграет с пассажирами злую шутку. С наступлением жарких дней воздух в поезде настолько накалялся, что дышать в закрытом пространстве практически становилось нечем. Инженерная мысль, конечно, не стояла на месте. И вслед за отоплением в вагонах появились системы вентиляции и кондиционирования. Но температурный режим в большей степени зависел от проводников. Включат ли они отопление или кондиционирование и когда. Причем решение принимали бригады, которые делились на теплолюбивые и морозостойкие, что и определяло климат в вагоне, несмотря на строгие инструкции.

Справедливости ради нужно отметить, что «градусы» частенько регулировали сами пассажиры. Вы, наверное, не раз наблюдали, как мамы с детьми бесконечно жаловались проводникам на холод в вагонах, а пожилые люди, наоборот, просили включить кондиционер, чтобы не задохнуться в купе. Причем это не зависело от класса поезда и вагона. И как тут найти золотую середину?

А теперь давайте представим, сколько конфликтных ситуаций возникает в поездах на этой почве, если по прогнозам только в этом году РЖД перевезут 1 млрд 130 млн человек. За последние 10 лет эта цифра является рекордной. Выходит, что за это время почти каждый житель России более 100 раз воспользовался железнодорожным транспортом.

Будем справедливы. Прогресс не стоит на месте. В сфере пассажирских перевозок сделан гигантский скачок вперед. Появился новый подвижной состав. Скоростные и скорые поезда, ведомые Ласточками, Стрижами, Сапсанами, Иволгами и другими пернатыми, составляют уже более 60% от общего количества. Запущены программы дневного экспресса, вышли на линию двухэтажные вагоны. Открыты новые маршруты, зарождается высокоскоростное движение. Вся сеть закольцована и окольцована. Но и этого мало. Нам уже обещают «летать» в собственном пространстве в персональных капсулах. Только вот в каком температурном режиме? И не нужно ли будет при этом использовать персональный скафандр? По крайней мере, тем 40% пассажиров, что ездят в тихоходных пассажирских, он явно потребуется.

Об этой стороне перевозок обычно не слагают оды. О них можно услышать разве что от тех несчастных, которые попали в вагоны с педальными туалетами и без малейших признаков вентиляции воздуха, когда за окном за 30 градусов, а в вагоне и того больше.

Вот, к примеру, возвращалась в этом году летом моя племянница из Краснодара к себе домой «на севера». Пишет, чуть с мужем и сыном не задохнулись. Но им еще повезло. В их купе окно открывалось, а вот у соседей нет. Ехали с мокрыми полотенцами на голове. И что обидно. Билеты говорит, заказываешь по интернету за месяц, выбираешь вагон с кондиционером, а потом выясняется, что ничего не работает, а цены те же.

К слову, с билетами у нас вообще странности происходят. На дальние расстояния они выше, чем на самолете. Говорят за сервис нужно платить. Согласен. Но какой тут сервис, если ни душа, ни холодильника, ни интернета, ни индивидуального кондиционера. А ехать-то несколько суток.

Вот и придумывают наши железнодорожники эконом-поезда из древних вагонов. Ни прохлады, ни туалета на стоянках. Зато дешево. А если лучины зажечь и печурку посреди вагона поставить, представляете, сколько многодетная семья сэкономить сможет. Да и простому люду такая поездка, как господину Готье, блаженством по финансовым соображениям покажется. Тогда, наверное, и главный принцип РЖД сработает: «Самое важное, что мы трудимся для пассажиров, с которыми обязательно нужна обратная связь».

По большому секрету скажу вам: попробовал я как то на деле эту самую обратную связь. Написал в уважаемую транспортную газету о ненавязчивом сервисе в одном из дальних поездов. Так главного редактора чуть за подобную критику не уволили. Вот и раздумываю, может, и сейчас не уволят, а соберут научный совет, подумают, к примеру, об индивидуальных кондиционерах, чтобы в наш высокоскоростной век все пассажиры остались довольны. И надлежащий сервис был не только в элитных, но и в бюджетных поездах, а цены на билеты опустились с небес на землю.

Вот тогда уж точно не полетим, а поедем!


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Железные дороги выедут на большегрузных вагонах

Железные дороги выедут на большегрузных вагонах
Союз операторов железнодорожного транспорта направил в Федеральную антимонопольную службу письмо с просьбой «обеспечить равные тарифные условия для перевозок порожних полувагонов независимо от их модели». Однако, участники рынка считают, что подобная мера может вызвать очевидно негативные последствия как для грузовладельцев и грузоотправителей, так и другой части операторов, работающих с большегрузным подвижным составом, пишет Газета.ру.
РЖД-Партнер

Депо Бурея компании Дальвагоноремонт (входит в состав Дальневосточной транспортной группы) готово к плановому ремонту инновационных полувагонов

Депо Бурея компании Дальвагоноремонт (входит в состав Дальневосточной транспортной группы)  готово к плановому ремонту инновационных полувагонов
В текущем году вагоноремонтное депо Бурея успешно прошло все необходимые этапы подготовки и адаптации производства к деповскому ремонту инновационных полувагонов первого типа, а также к ремонту колесных пар с буксами, комплектованными кассетными подшипниками.
РЖД-Партнер

При текущих ставках на полувагоны компаниям выгоднее использовать собственный парк

При текущих ставках на полувагоны компаниям выгоднее использовать собственный парк
В I полугодии 2018-го ставки на предоставление полувагонов составляют 1,6 тыс. руб. в сутки. На фоне таких ставок на предоставление вагонов грузовладельцам экономически выгоднее использовать собственный парк, чем оплачивать стоимость предоставления или аренды вагонов. Целесообразность использования собственного или арендованного парка зависит от стабильности собственного грузопотока, конкретных условий финансовых организаций, привлекаемых для финансирования закупок, а также состояния рынков оперирования вагонами и баланса дефицита/профицита парка.

  1. В ФАС планируют оставить индексацию сетевого тарифа ОАО "РЖД" на уровне "инфляция минус 0,1%", а для строительства новых путей, объектов инфраструктуры, а ткже ликвидации узких мест ввести повышенный инвестиционный тариф. Выдержат ли такую нагрузку грузовладельцы?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions