• Ставка на полувагон
    2052
    -2 %
    руб./сут.
    декабрь 2018
  • Индекс качества III квартал 2018г. - 58 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 66.75 0.12 EUR ЦБ РФ 75.78 0.39
    BTC 3767.92 usd BTC 253515.08 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.10.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Пассажирские поезда: коммунальный приют

Попалась мне как-то намедни любопытная статейка французского искусствоведа Теофила Готье, написанная им зимой 1859 года. Путешествуя из Петербурга в Москву, ему удалось отогреться только в вагоне пассажирского поезда. У раскаленной докрасна печурки он испытал настоящее блаженство. В то время даже в продвинутой Европе люди мерзли в неотапливаемых вагонах.
Пассажирские поезда: коммунальный приют
С годами система отопления в поездах подверглась серьезной модернизации. Сначала прямо в вагоне была установлена дровяная печь. Но после внутренней перепланировки ее вынесли в тамбур. Позже появилось воздушное отопление, а вслед за ним и водяное. Дрова заменили углем. А уж когда поезда «электрофицировали», и вместо свечей и фонарей в вагонах зажегся яркий свет и тепло заполнило все пространство, пассажиры почувствовали себя как в коммунальной квартире, только на колесах.

Но никто тогда даже предположить не мог, что это самое тепло сыграет с пассажирами злую шутку. С наступлением жарких дней воздух в поезде настолько накалялся, что дышать в закрытом пространстве практически становилось нечем. Инженерная мысль, конечно, не стояла на месте. И вслед за отоплением в вагонах появились системы вентиляции и кондиционирования. Но температурный режим в большей степени зависел от проводников. Включат ли они отопление или кондиционирование и когда. Причем решение принимали бригады, которые делились на теплолюбивые и морозостойкие, что и определяло климат в вагоне, несмотря на строгие инструкции.

Справедливости ради нужно отметить, что «градусы» частенько регулировали сами пассажиры. Вы, наверное, не раз наблюдали, как мамы с детьми бесконечно жаловались проводникам на холод в вагонах, а пожилые люди, наоборот, просили включить кондиционер, чтобы не задохнуться в купе. Причем это не зависело от класса поезда и вагона. И как тут найти золотую середину?

А теперь давайте представим, сколько конфликтных ситуаций возникает в поездах на этой почве, если по прогнозам только в этом году РЖД перевезут 1 млрд 130 млн человек. За последние 10 лет эта цифра является рекордной. Выходит, что за это время почти каждый житель России более 100 раз воспользовался железнодорожным транспортом.

Будем справедливы. Прогресс не стоит на месте. В сфере пассажирских перевозок сделан гигантский скачок вперед. Появился новый подвижной состав. Скоростные и скорые поезда, ведомые Ласточками, Стрижами, Сапсанами, Иволгами и другими пернатыми, составляют уже более 60% от общего количества. Запущены программы дневного экспресса, вышли на линию двухэтажные вагоны. Открыты новые маршруты, зарождается высокоскоростное движение. Вся сеть закольцована и окольцована. Но и этого мало. Нам уже обещают «летать» в собственном пространстве в персональных капсулах. Только вот в каком температурном режиме? И не нужно ли будет при этом использовать персональный скафандр? По крайней мере, тем 40% пассажиров, что ездят в тихоходных пассажирских, он явно потребуется.

Об этой стороне перевозок обычно не слагают оды. О них можно услышать разве что от тех несчастных, которые попали в вагоны с педальными туалетами и без малейших признаков вентиляции воздуха, когда за окном за 30 градусов, а в вагоне и того больше.

Вот, к примеру, возвращалась в этом году летом моя племянница из Краснодара к себе домой «на севера». Пишет, чуть с мужем и сыном не задохнулись. Но им еще повезло. В их купе окно открывалось, а вот у соседей нет. Ехали с мокрыми полотенцами на голове. И что обидно. Билеты говорит, заказываешь по интернету за месяц, выбираешь вагон с кондиционером, а потом выясняется, что ничего не работает, а цены те же.

К слову, с билетами у нас вообще странности происходят. На дальние расстояния они выше, чем на самолете. Говорят за сервис нужно платить. Согласен. Но какой тут сервис, если ни душа, ни холодильника, ни интернета, ни индивидуального кондиционера. А ехать-то несколько суток.

Вот и придумывают наши железнодорожники эконом-поезда из древних вагонов. Ни прохлады, ни туалета на стоянках. Зато дешево. А если лучины зажечь и печурку посреди вагона поставить, представляете, сколько многодетная семья сэкономить сможет. Да и простому люду такая поездка, как господину Готье, блаженством по финансовым соображениям покажется. Тогда, наверное, и главный принцип РЖД сработает: «Самое важное, что мы трудимся для пассажиров, с которыми обязательно нужна обратная связь».

По большому секрету скажу вам: попробовал я как то на деле эту самую обратную связь. Написал в уважаемую транспортную газету о ненавязчивом сервисе в одном из дальних поездов. Так главного редактора чуть за подобную критику не уволили. Вот и раздумываю, может, и сейчас не уволят, а соберут научный совет, подумают, к примеру, об индивидуальных кондиционерах, чтобы в наш высокоскоростной век все пассажиры остались довольны. И надлежащий сервис был не только в элитных, но и в бюджетных поездах, а цены на билеты опустились с небес на землю.

Вот тогда уж точно не полетим, а поедем!


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Наблюдается устойчивая динамика в сторону передачи функций текущего отцепочного ремонта на вагоноремонтные предприятия

Наблюдается устойчивая динамика в сторону передачи функций текущего отцепочного ремонта  на вагоноремонтные предприятия
В этом году мы видим замедление приобретения операторским сообществом инновационных вагонов. За аналогичный период 2017 года было построено 34,2 тыс. инновационных вагонов, в этом году 25,6 тыс. – снижение на 26% к аналогичному периоду прошлого года при общем увеличении объемов заказов и поставок на сеть новых вагонов.
РЖД-Партнер

Платформа Nahodka.Online объединила на сегодняшний день более 100 трейдеров запчастей и покупателей лома

Платформа Nahodka.Online объединила на сегодняшний день более 100 трейдеров запчастей и покупателей лома
На базе недавно организованной платформы Nahodka.Online на данный момент объединили свои усилия более 50 операторов вагонов и вагонных депо.
РЖД-Партнер

Типовой полувагон остается главной рабочей лошадкой сети

Типовой  полувагон остается главной рабочей лошадкой сети
В последние годы поступление на сеть инновационных полувагонов происходило очень активными темпами. Несмотря на это, на текущий момент на сети продолжает обращаться более полумиллиона типовых полувагонов, которые остаются основными рабочими лошадками при обслуживании грузоотправителей.

  1. Операторы предлагают создать единую методику баланса парка для избежания коллапса на сети. Поможет ли такой метод регулирования вагонной составляющей повысить эффективность железнодорожных перевозок?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions