Конечно, затонувший пролет поднимут и изучат. Если выяснится, что конструкция повреждена, то ее заменят на новую. И эта заминка даже не скажется на сроках реализации проекта: в компании «Стройгазмонтаж» отмечали, что ранее вели строительство с опережением графика.
Подобного типа авария – неприятность. Однако подобные риски для моста застрахованы: как показывает практика, при возведении сложных объектов их не всегда удается избежать.
Например, в Воронежской области обрушился реконструируемый пролет моста через реку. При монтаже металлической плиты кран сместился на вновь установленный, но еще полностью не закрепленный элемент конструкции. В Армении обвалилась железобетонная часть моста из-за того, что тяжелая строительная машина отклонилась от допустимой траектории движения.
Заметим, что перечисленные инциденты повлекли за собой смертельные случаи среди строителей. На Крымском мосту работы были организованы таким образом, что при обрушении конструкции никто из персонала не пострадал. Поэтому есть все-таки плюс от новых технологий.
А вот еще одна инновация. Она защитит мост от покушений на него злоумышленников. И вот о ней хотелось бы поговорить особо.
Это автоматизированный инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК). Оборудование, созданное холдингом «Росэлектроника» совместно с учеными МГУ, позволяет распознавать в течение 2 мин. предметы внутри кузова автомобиля и оценить вес груза.
Сейчас дальнобойщики с завистью смотрят на новую штуку при въезде на автомобильную часть моста. И поезда ведь подобным образом следует изучать: а что там внутри вагонов везут?
Может, подвижной состав и на исправность подобным образом проверять станут. Опять ведь что-то не так с литыми деталями. Из-за обострившегося дефицита цельнокатаных колес время нахождения вагона в текущем отцепочном ремонте увеличилось более чем на 2 суток по сравнению с нормативным сроком, что негативно отражается на обороте парка. Это создает предпосылки не мытьем, так катаньем добыть запчасти. А потом на сети приходится вести жаркую борьбу с контрафактом и коммерческими неисправностями вагонов.
Однако вернемся к затронутой теме: досмотровые комплексы – вещь хорошая. И особенно она хороша тем, что Крымский мост подтолкнул к разработкам, которые на Западе активно внедряли, а вот в России до них все руки никак не доходили. Аналитики всегда с грустью констатировали, что ИДК для интроскопии крупногабаритных объектов (контейнеров, трейлеров, рефрижераторов, железнодорожных вагонов) на вооружении таможенных органов России нет.
В этом направлении велись уже давным-давно опытно-конструкторские работы. Напомним, что ГТК РФ были определены места установки опытных образцов в зоне таможенного контроля еще в 1997–1998 гг. Но стоило появиться проекту Крымского моста, как по мановению волшебной палочки разработки российской научно-технической мысли превратились в готовый продукт.
Настоящее чудо! Поистине не зря говорят, что успешное новаторство – достижение не интеллекта, а воли.
Может быть, подобную волю проявят, наконец, и в таможне. Пусть с тех пор, как родилась идея использовать ИДК для контроля большегрузных транспортных средств, и прошло два десятка лет. А то на границе и вагоны, и грузовики могут превратить дороги в километровые пробки. Особенно если у инспектора возникнет желание произвести выборочный досмотр. Ему же тоже интересно посмотреть, что там внутри. Только на удовлетворение этого интереса при дедовских технологиях уйдут долгие часы. А при использовании ИДК – всего 2 мин., как на Крымском мосту.
Правда, как-то странновато видеть на внутренних российских трассах оборудование, которое обычно используется на границе. Но Крымский мост во всех случаях – исключение. Он – пример того, как на практике можно реализовать высокий потенциал заложенных в российской экономике возможностей.