+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.01.2019 17:00:52
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Дитя сна в пассажирском купе

Разговорился со знакомой. Она засомневалась: можно ли детям старше 10 лет самостоятельно путешествовать в поездах, без сопровождения родителей? И в двух словах нарисовала воображаемую картину: двое обитателей купе закрывают за собой дверь и уходят в вагон-ресторан. Нехороший дядька остается один на один с ребенком в купе и вкрадчиво, пристально глядя ему в глаза, предлагает: «Давай, девочка, поиграем…»
Получился сюжет, вполне подходящий для первых строчек сценария фильма ужасов типа «Кошмар на улице Вязов». Почему-то вспомнилась серия «Дитя сна».

Долго не мог успокоиться. В конце концов по WhatsApp позвонил юристу. Он ответил на видеозвонок и показал то, что написано в законе: без сопровождения взрослых запрещено ездить в общественном транспорте детям только до 7 лет. Если ребенку уже исполнилось 10 лет, то он в 2019 году имеет право ездить сам и в поездах дальнего следования без сопровождения взрослых.

Однако тут юрист подмигнул: купить билет сам ребенок сможет только на электричку, а на поезд дальнего следования ему придется предъявить удостоверение личности. В 14 лет у подростка будет паспорт, а до этого таким документом ему служит свидетельство о рождении. Правда, в нем нет фото. Поэтому билет все-таки придется покупать родителю, опекуну или учителю и, соответственно, посадить ребенка в поезд.

Кстати, напомню, что закон принимали в прошлом году с баталиями. Потому что железнодорожники с 2013 года стали брать за сопровождение детей от 10 до 14 лет дополнительную плату. И нередко предлагалось это в таком виде, что от сервиса было трудно отказаться.

Теперь услуга предоставляется исключительно по желанию – для тех, кто беспокоится и мучим кошмарами. Правда, желание, если верить сайту ОАО «РЖД», можно осуществить только при поездках на скоростных поездах «Сапсан» и «Невский экспресс», курсирующих по маршруту Москва – Санкт-Петербург. В частности, в «Сапсане» специально выделены места в купе вагона № 10. Там детская зона для путешествий под присмотром экипажа поезда детей от 10 до 16 лет.

Родительские страхи оцениваются нехило: стоимость услуги для «Сапсана» – 1600 руб., для «Невского экспресса» – 1500 руб. Вот это уже настоящий кошмар. Ведь что входит в сервис? А вот что – читаем: «По прибытии сотрудник РЖД передаст ребенка встречающему, которого вы указали в заявлении. Начальник поезда проверит его документы. Если встречающий опаздывает, ребенка разместят в зале повышенной комфортности. За ним присмотрит работник сервисного центра, пока его не заберут».

Что происходит в пути, не уточняется. На практике проводник просто важно прохаживается пару раз взад и вперед. Вот и весь присмотр. В остальных поездах дальнего следования, надо полагать, с проводником родителям следует договариваться в индивидуальном порядке.

А теперь откроем Конвенцию и Декларацию прав ребенка. Из них вытекает, что при необходимости оказания помощи людям интересы несовершеннолетних являются приоритетными. Помощь несовершеннолетним должна быть оказана в первую очередь.

Важно, как международное право трактует случаи, в которых предусматривается подобная помощь. Во-первых, даже если дети достигли возраста, когда им разрешается самостоятельный проезд, они должны знать правила поведения в транспорте и не забывать о безопасности, так как иногда в поездках случаются неприятные ситуации. Об этом проводник им при необходимости должен напомнить. Например, если ребенок решит погулять по вагонам или выйти из вагона на остановке (он может заблудиться или отстать от поезда) или если он вступает в контакт с незнакомцами (риски тут очевидны). И по идее подобные услуги должны оказываться в поезде бесплатно.

Нюанс в том, что поезд дальнего следования – не самолет. В купе не найти кнопки вызова проводника. И проводника нередко еще надо поискать в вагоне. Вот и получается: права у детей есть, а реализовать их на практике непросто.

А в принципе – ну чем таким в пути особо занят проводник? В основном проверяет билеты и предлагает сопутствующие услуги. А проявить элементарную заботу в рамках прав человека – этого в инструкциях у него нет.

Вот об этом и беспокоятся родители. Вот и видят кошмары там, где их по идее и быть не должно. Ведь вспомним известную фразу: «Клиент – король!». Особенно, если он платит в поезде дальнего следования за билет. Тем более что ребенок или маломобильный гражданин ездит сам по себе в крайне редких случаях.

Тонкость в том, что на уполномоченном представителе транспортной компании – проводнике – все равно останется ответственность. Неважно, будет он сопровождать ребенка во время всего пути следования по договору или такового документа не будет заключено. Но это – если апеллировать к международному праву.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions