А. Лашкевич заметил, что интерес к профессии водителя большегрузных автомобилей начал особенно снижаться с 2000-х гг., когда стали появляться более перспективные профессии. Тогда же пошло на убыль число молодых людей, имеющих такую специальность. Сейчас, по данным исследования «Деловых линий», мужчин до 35 лет – не более 20% от общей массы водителей категории Е, а в основном дальнобойщиками работают мужчины от 45 лет и старше. Именно поэтому вопрос мотивации представляется особенно важным, подчеркнул А. Лашкевич.
А мы-то думали − диджитализация, роботизация, интернет вещей... Исследователи и аналитики разных мастей ежегодно выпускают всевозможные рейтинги умирающих профессий, которые очень скоро заменит искусственный интеллект. С одной стороны, это чревато массовой безработицей, с другой − новые технологии упрощают ручной труд и избавляют человека от рутинных операций. В любом случае прогресс уже не остановить. И его достижения необходимо учитывать как в сфере образования, так и в бизнесе.
Зачем, скажите на милость, на бюджетные деньги обучать в техникумах дальнобойщиков и привлекать в профессию молодежь, если через десяток лет классические грузовики практически полностью заменят беспилотники? Не лучше ли направить деньги на оснащение учебных классов более современной техникой, цифровыми моделями, 3D-принтерами?.. Рискну предположить, что в глубинке и компьютеры-то не везде стоят и интернет не всегда оптоволоконный.
В 2016 году в США осуществлена первая в мире коммерческая перевозка груза в беспилотном грузовике, созданном Uber Technologies Inc. и принадлежащей ей компанией Otto. Автономный автомобиль перевез 45 тыс. банок пива Budweiser, преодолев 193 км.
Через год беспилотные фуры Tesla Semi Truck доставили аккумуляторы для машин Tesla с завода в городе Спарксе (штат Невада) на сборочный конвейер во Фримонте (Калифорния). Как анонсировал Илон Маск, при полной загрузке в 36 т его электрогрузовики смогут проезжать без подзарядки 804 км − этого как раз хватит для среднего грузового рейса туда-обратно. Правда, один водитель, по крайней мере поначалу, все-таки потребуется − он должен управлять всей колонной беспилотных грузовиков.
Это не единственные примеры. Свои прототипы грузового автотранспорта с беспилотным управлением представляли и другие корпорации, в частности немецкий Mercedes-Benz и британский Charge Auto. Даже российский КамАЗ (совместно с компанией Cognitive Technologies) тестирует умный грузовик. А минувшим летом посол Беларуси в России анонсировал беспилотный карьерный грузовик. Дипломат сообщил, что БелАз готов начать серийное производство робота-самосвала грузоподъемностью 130 т. Он сможет самостоятельно двигаться к месту погрузки и разгрузки благодаря наличию высокоточной системы геопозиционирования GPS/ГЛОНАСС. Оптико-электронная система самосвала позволит работать в любое время суток и при любых погодных условиях.
Новый проект − разработка беспилотного летающего грузовика японским транспортным гигантом Yamato Holdings и американской Bell Helicopter. Партнеры договорились создать микс вертолета и самолета, который сможет взять на борт до 450 кг груза и передвигаться в воздухе со скоростью 160 км/ч. Первые испытательные полеты уменьшенного прототипа такой машины ожидаются в августе следующего года, а первые коммерческие модели поступят на рынок в середине 2020-х гг.
Эксперты уверены в том, что технология беспилотного транспорта будет наиболее востребована в сфере грузоперевозок. Для внедрения автономного управления в пассажирском сегменте, включая такси, нужно провести гораздо больше испытаний, убедиться в безопасности действия бортовых систем автопилотирования и преодолеть психологический барьер, чтобы доверить свою жизнь компьютеру. Судя по темпам развития технологий, это дело не такого уж далекого будущего. И гораздо более перспективно открывать бесплатные кружки робототехники, нежели заниматься повышением престижа умирающей профессии дальнобойщика.