+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.03.2023 16:11:50
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Встречайте новый номер журнала РЖД-Партнер!

Среди материалов весеннего выпуска мы подготовили для вас следующие интересные темы.

Базовые ставки аренды полувагонов на споте в феврале текущего года устремились вверх, достигнув 2300 руб./сут., что на 10% больше, чем в предыдущем месяце. По-видимому, рынок стремится к балансу, поскольку, во-первых, данный уровень соответствует ставке доходности полувагона, а во-вторых, он выше ставки доходности по долгосрочным контрактам, которая, в свою очередь, оценивается в 2100 руб./сут. Стремление подтянуться вверх продемонстрировал и индекс суточной доходности полувагона на ЭТП «Грузовые перевозки», показав рост к январю на 15%. Причем уже в первой половине марта динамика сбавила обороты – до +4% по сравнению с аналогичным периодом февраля. С одной стороны, рынок толкает вверх позитив в погрузке: в феврале 2023-го она составила 97,2 млн т. РЖД-Партнер представляет очередной ежемесячный обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов на споте (руб./сут.) и ставок доходности вагонов (руб./сут.) по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу.

В исследовании участвуют представители ведущих российских операторов, грузовладельцев, экспедиторских компаний, отраслевые эксперты. Читайте наш обзор «Балансировка на пике возможностей».

Зима принесла ощутимое похолодание на рынке стали. В частности, в январе 2023-го погрузка черных металлов на РЖД сократилась до 5,4 млн т (-10,6% к аналогичному периоду прошлого года). Февраль особых перемен не принес (-11%). По итогам текущего года в компании «Северсталь» говорят о возможном снижении спроса на сталь в РФ на 1%. Поэтому сложно ожидать позитива и в железнодорожной погрузке.

Напомним, что в прошлом году она снизилась до 66,3 млн т (-4,3% к 2021-му). При этом экспорт обвалился на 19,5%, до 23,9 млн т. Этот же тренд просматривается и в текущем году. Сейчас динамику погрузки формируют преимущественно отечественные грузополучатели. В прошлом году ситуация сложилась непростая: в строительстве потребление сократилось на фоне отсутствия крупных проектов промышленной и коммерческой недвижимости, снижения активности девелоперов в условиях экономической неопределенности. Между тем отрасль в 2022 году потребляла 3/4 от всего объема поставляемых на рынок РФ черных металлов. Сюда же следует добавить спад потребления металлов в машиностроении (-18%, по данным «Северстали»). Подробности в статье «На сети – стальные игры».

Условия экспорта нефтепродуктов по морю в феврале 2023 года кардинально изменились. Логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. В связи с введенными в конце этой зимы санкциями против российских нефтепродуктов правительство РФ выпустило целые пакеты нормативных документов. Новые процедуры привели к тому, что в феврале 2023-го с рынка ушло около 15% от общего количества прежних декларантов. Это в основном небольшие игроки. Остались только крупные компании, которые оказались способны выполнить новые требования. Около 10% декларантов выбыли по другой причине: по новым требованиям экспортер должен представить свидетельство производителя, иначе ему придется заплатить дополнительную пошлину, что снизило интерес посредников к торговле нефтепродуктами. На данный момент на рынке остались те экспортеры, которые четко знают новые правила. Эти и другие вопросы эксперты обсуждали на деловом семинаре «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций», организованном журналом РЖД-Партнер. Читайте итоговый материал с мероприятия – «Нефтегрузы меняют направление».

В 2022 году транспортная отрасль столкнулась с логистическими трудностями, вызванными необходимостью переориентации грузов на восточное направление. До введения санкций и февраля 2022-го основным торговым партнером РФ был Европейский союз (ЕС). Его доля в российском товарообороте по итогам 2021-го составила 36% ($282 млрд, 38,3% российского экспорта и 32% – импорта). После введения санкций и обострения геополитической напряженности отечественная логистика развернулась на восток. Крупнейшим партнером российского бизнеса стал Китай, который продолжил с ним экономическое сотрудничество. В начале марта премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление, отменяющее ответственность за так называемый параллельный импорт. Правительство РФ разрешило ввоз в страну востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей. В итоге за 2022 год объем экспорта вырос на 19,9%, импорт сократился на 11,7%, а оборот внешней торговли России увеличился на 8,1% и составил $850,5 млрд. Подробнее в статье «Тонкая настройка».

Семь крупных мировых операторов приостановили отгрузки в российские порты в 2022 году. В начале 2023-го на морскую линию Стамбул – Новороссийск вышли совсем другие операторы – как из Турции и России, так и из Китая. Они, как правило, доставляют грузы фидерными судами малой вместимости (до 1 тыс. TEU), которые компании фрахтуют с экипажем на время по модели «тайм-чартер». Между грузовладельцами идет острая конкурентная борьба за операторов, побеждает в ней тот, кто заплатит больше, в среднем на 70% по сравнению с прошлогодними расценками. За год поставки из Турции выросли втрое. Везут автозапчасти, промышленное оборудование, одежду и обувь, продовольственные товары и сельхозсырье. Однако стоимость паромной доставки грузов из Турции в Россию возросла вчетверо, автотранспортом – вдвое, авиаперевозка выросла в цене на 70%. Рост объемов и стоимости перевозок сказался на сроках доставки, они тоже увеличиваются, как заявляют участники рынка, и в том числе из-за погодных условий. О грузоперевозках, завязанных на прогнозе погоды, читайте в статье «Турецкий маршрут, зависимый от милостей природы».

По данным Росстата, в прошлом году было произведено 50,2 тыс. грузовых магистральных вагонов широкой колеи, что на 20,4% ниже, чем в 2021-м. В целом несмотря на значительное количество сдерживающих факторов (снижение погрузки, усложнение логистики доставки грузов, приостановка производства вагонов с осевой нагрузкой 25 тс из-за дефицита кассетных подшипников) спрос на новые вагоны позволил большинству вагоностроителей, кроме ОВК и УВЗ, сохранить и даже увеличить рыночную долю. Например, «РМ Рейл» произвел 10,6 тыс. вагонов. По итогам этого года прогнозируются объемы в диапазоне 45–57 тыс. вагонов. Высоким спросом должны пользоваться инновационные полувагоны, хопперы, цистерны и крытые вагоны. Но пока общий выпуск грузовых вагонов по итогам двух месяцев 2023-го остается в отрицательной зоне. Каковы здесь перспективы? Разбираемся в статье «Баланс на грани ограничений и профицита».

Виктория Зайцева


Продолжается подписная кампания РЖД-Партнера – на подписку и доставку в 2023 году печатных и электронных версий журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы, а также на пакеты из этих изданий. Мы приготовили скидки и бонусы для постоянных подписчиков и для тех, кто впервые подпишется на наши журналы. Компании – участники рынка транспортных услуг, ранее не подписывавшиеся на наши журналы, могут получить бесплатный разовый доступ к электронным версиям РЖД-Партнера и РЖД-Партнер Документов для принятия решения о подписке на 2023 год. Подписчикам журнала РЖД-Партнер доступны ежемесячные обзоры ставок на предоставление грузовых вагонов.

Закажите демоверсию обзора >>

Подписчики журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы в качестве бонуса получают бесплатный доступ к исследованию «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте», которое выходит ежеквартально в электронном виде.

Подписывайтесь на издания РЖД-Партнер и будьте в курсе событий транспортного рынка!

У вас остались вопросы?
Задайте их!
Тел.: +7 (812) 418-34-99
E-mail: rasp@rzd-partner.ru

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions