+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.03.2023 16:11:50
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Встречайте новый номер журнала РЖД-Партнер!

Среди материалов весеннего выпуска мы подготовили для вас следующие интересные темы.

Базовые ставки аренды полувагонов на споте в феврале текущего года устремились вверх, достигнув 2300 руб./сут., что на 10% больше, чем в предыдущем месяце. По-видимому, рынок стремится к балансу, поскольку, во-первых, данный уровень соответствует ставке доходности полувагона, а во-вторых, он выше ставки доходности по долгосрочным контрактам, которая, в свою очередь, оценивается в 2100 руб./сут. Стремление подтянуться вверх продемонстрировал и индекс суточной доходности полувагона на ЭТП «Грузовые перевозки», показав рост к январю на 15%. Причем уже в первой половине марта динамика сбавила обороты – до +4% по сравнению с аналогичным периодом февраля. С одной стороны, рынок толкает вверх позитив в погрузке: в феврале 2023-го она составила 97,2 млн т. РЖД-Партнер представляет очередной ежемесячный обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов на споте (руб./сут.) и ставок доходности вагонов (руб./сут.) по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу.

В исследовании участвуют представители ведущих российских операторов, грузовладельцев, экспедиторских компаний, отраслевые эксперты. Читайте наш обзор «Балансировка на пике возможностей».

Зима принесла ощутимое похолодание на рынке стали. В частности, в январе 2023-го погрузка черных металлов на РЖД сократилась до 5,4 млн т (-10,6% к аналогичному периоду прошлого года). Февраль особых перемен не принес (-11%). По итогам текущего года в компании «Северсталь» говорят о возможном снижении спроса на сталь в РФ на 1%. Поэтому сложно ожидать позитива и в железнодорожной погрузке.

Напомним, что в прошлом году она снизилась до 66,3 млн т (-4,3% к 2021-му). При этом экспорт обвалился на 19,5%, до 23,9 млн т. Этот же тренд просматривается и в текущем году. Сейчас динамику погрузки формируют преимущественно отечественные грузополучатели. В прошлом году ситуация сложилась непростая: в строительстве потребление сократилось на фоне отсутствия крупных проектов промышленной и коммерческой недвижимости, снижения активности девелоперов в условиях экономической неопределенности. Между тем отрасль в 2022 году потребляла 3/4 от всего объема поставляемых на рынок РФ черных металлов. Сюда же следует добавить спад потребления металлов в машиностроении (-18%, по данным «Северстали»). Подробности в статье «На сети – стальные игры».

Условия экспорта нефтепродуктов по морю в феврале 2023 года кардинально изменились. Логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. В связи с введенными в конце этой зимы санкциями против российских нефтепродуктов правительство РФ выпустило целые пакеты нормативных документов. Новые процедуры привели к тому, что в феврале 2023-го с рынка ушло около 15% от общего количества прежних декларантов. Это в основном небольшие игроки. Остались только крупные компании, которые оказались способны выполнить новые требования. Около 10% декларантов выбыли по другой причине: по новым требованиям экспортер должен представить свидетельство производителя, иначе ему придется заплатить дополнительную пошлину, что снизило интерес посредников к торговле нефтепродуктами. На данный момент на рынке остались те экспортеры, которые четко знают новые правила. Эти и другие вопросы эксперты обсуждали на деловом семинаре «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций», организованном журналом РЖД-Партнер. Читайте итоговый материал с мероприятия – «Нефтегрузы меняют направление».

В 2022 году транспортная отрасль столкнулась с логистическими трудностями, вызванными необходимостью переориентации грузов на восточное направление. До введения санкций и февраля 2022-го основным торговым партнером РФ был Европейский союз (ЕС). Его доля в российском товарообороте по итогам 2021-го составила 36% ($282 млрд, 38,3% российского экспорта и 32% – импорта). После введения санкций и обострения геополитической напряженности отечественная логистика развернулась на восток. Крупнейшим партнером российского бизнеса стал Китай, который продолжил с ним экономическое сотрудничество. В начале марта премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление, отменяющее ответственность за так называемый параллельный импорт. Правительство РФ разрешило ввоз в страну востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей. В итоге за 2022 год объем экспорта вырос на 19,9%, импорт сократился на 11,7%, а оборот внешней торговли России увеличился на 8,1% и составил $850,5 млрд. Подробнее в статье «Тонкая настройка».

Семь крупных мировых операторов приостановили отгрузки в российские порты в 2022 году. В начале 2023-го на морскую линию Стамбул – Новороссийск вышли совсем другие операторы – как из Турции и России, так и из Китая. Они, как правило, доставляют грузы фидерными судами малой вместимости (до 1 тыс. TEU), которые компании фрахтуют с экипажем на время по модели «тайм-чартер». Между грузовладельцами идет острая конкурентная борьба за операторов, побеждает в ней тот, кто заплатит больше, в среднем на 70% по сравнению с прошлогодними расценками. За год поставки из Турции выросли втрое. Везут автозапчасти, промышленное оборудование, одежду и обувь, продовольственные товары и сельхозсырье. Однако стоимость паромной доставки грузов из Турции в Россию возросла вчетверо, автотранспортом – вдвое, авиаперевозка выросла в цене на 70%. Рост объемов и стоимости перевозок сказался на сроках доставки, они тоже увеличиваются, как заявляют участники рынка, и в том числе из-за погодных условий. О грузоперевозках, завязанных на прогнозе погоды, читайте в статье «Турецкий маршрут, зависимый от милостей природы».

По данным Росстата, в прошлом году было произведено 50,2 тыс. грузовых магистральных вагонов широкой колеи, что на 20,4% ниже, чем в 2021-м. В целом несмотря на значительное количество сдерживающих факторов (снижение погрузки, усложнение логистики доставки грузов, приостановка производства вагонов с осевой нагрузкой 25 тс из-за дефицита кассетных подшипников) спрос на новые вагоны позволил большинству вагоностроителей, кроме ОВК и УВЗ, сохранить и даже увеличить рыночную долю. Например, «РМ Рейл» произвел 10,6 тыс. вагонов. По итогам этого года прогнозируются объемы в диапазоне 45–57 тыс. вагонов. Высоким спросом должны пользоваться инновационные полувагоны, хопперы, цистерны и крытые вагоны. Но пока общий выпуск грузовых вагонов по итогам двух месяцев 2023-го остается в отрицательной зоне. Каковы здесь перспективы? Разбираемся в статье «Баланс на грани ограничений и профицита».

Виктория Зайцева


Продолжается подписная кампания РЖД-Партнера – на подписку и доставку в 2023 году печатных и электронных версий журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы, а также на пакеты из этих изданий. Мы приготовили скидки и бонусы для постоянных подписчиков и для тех, кто впервые подпишется на наши журналы. Компании – участники рынка транспортных услуг, ранее не подписывавшиеся на наши журналы, могут получить бесплатный разовый доступ к электронным версиям РЖД-Партнера и РЖД-Партнер Документов для принятия решения о подписке на 2023 год. Подписчикам журнала РЖД-Партнер доступны ежемесячные обзоры ставок на предоставление грузовых вагонов.

Закажите демоверсию обзора >>

Подписчики журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы в качестве бонуса получают бесплатный доступ к исследованию «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте», которое выходит ежеквартально в электронном виде.

Подписывайтесь на издания РЖД-Партнер и будьте в курсе событий транспортного рынка!

У вас остались вопросы?
Задайте их!
Тел.: +7 (812) 418-34-99
E-mail: rasp@rzd-partner.ru

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions