+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.09.2016 12:46:19
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор крупнейших железнодорожных катастроф (2012-2016 гг.)

Крупнейшие железнодорожные катастрофы в мире произошли за последние 5 лет – в хронологическом порядке – в Аргентине, Канаде, Испании, Конго и Германии. Однако обзор, пожалуй, следует начать с более раннего крушения, случившегося в России.

Россия, Тверская область, Бологовский район

27 ноября 2009 года на границе Новгородской и Тверской областей в результате взрыва произошел сход трех вагонов скоростного поезда «Невский экспресс» сообщением Москва – Санкт-Петербург. На момент катастрофы в поезде находились 682 человека, из которых 661 пассажир. Первые десять вагонов не пострадали, вагоны № 2, 3 и 4 завалились набок, а вагон № 1 оторвался от состава, поднялся над рельсами, столкнулся с тремя бетонными опорами ЛЭП и ударился в откос своей торцевой частью, остановившись на расстоянии 750 м от вагона предпоследнего.
Большинство из погибших пассажиров ехали как раз в этом вагоне. В общей сложности жертвами крушения стали 28 человек, более 130 получили ранения. В числе погибших – глава Росрезерва Борис Евстратиков и председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Тарасов. Ущерб РЖД составил 187 млн руб.
В момент происшествия многие слышали хлопок и видели вспышку. К тому же на месте ЧП была обнаружена воронка диаметром около метра. Позднее ФСБ РФ подтвердило: причина крушения «Невского экспресса» – взрыв самодельного устройства мощностью 7 кг в тротиловом эквиваленте. Однако последствия были осложнены тем, что сразу после взрыва машинист, согласно инструкции, применил экстренное торможение, из-за чего начала складываться хвостовая часть (тот самый вагон № 1) поезда, который шел со скоростью 190 км/ч. Это и стало основной причиной массовых жертв. К тому же следов воздействия огня на исследованные трупы так и не обнаружили.
Ответственность за подрыв «Невского экспресса» взял на себя лидер «Кавказского эмирата» Доку Умаров. 10 обвиняемых по делу получили сроки от 7 лет до пожизненного заключения.

Аргентина, город Буэнос-Айрес

22 февраля 2012 года в утренний час пик состав из 8 вагонов, прибывавший к аргентинской станции имени 11 сентября, не сумел затормозить и врезался в систему сдерживающих рельсовых буферов. В поезде находилось более 1200 пассажиров, из которых 51 погиб (52-м считали нерожденного ребенка). Более 700 человек получили ранения – в основном из-за разбившихся стекол. Та железнодорожная катастрофа стала для Аргентины третьей по числу жертв после 1970 и 1978 годов, когда погибли соответственно 236 и 55 человек.

Канада, провинция Квебек, город Лак-Мегантик

6 июля 2013 года в канадском Лак-Мегантике у неуправляемого грузового поезда с 70 цистернами сырой нефти отказала тормозная система. Состав скатился с холма, цистерны оторвались от локомотива и, набрав скорость, сошли с рельсов в центральной части города с населением около 6000 человек на берегу озера. В результате возгорания произошла серия из 6 мощных взрывов, разрушивших центральную часть города, а из опасного района пришлось эвакуировать более 1,5 тыс. жителей и приезжих. Многие лишились своих домов и машин. 47 человек погибло.

Испания, провинция Ла-Корунья, город Сантьяго-де-Компостела

24 июля 2013 года в Испании высокоскоростной поезд Alvia сообщением Мадрид – Ферроль прибывал к станции Сантьяго-де-Компостела. Когда до остановочного пункта оставалось всего 3-4 км, все 8 вагонов поезда сошли с рельсов и перевернулись, а в некоторых начался пожар. Из 222 человек, лишь 4 из которых были членами бригады, погибли 79, а почти все остальные получили ранения.
Экспертиза показала, что состав не имел технических неисправностей. Более того, утром упомянутого дня прошел плановое обслуживание и находился в отличном состоянии. Отметим также и то, что поезда Alvia были введены в эксплуатацию в Испании лишь годом ранее.
Как позже выяснилось, пассажирский состав шел со скоростью около 190 км/ч, что более чем в 2 раза превышало предельно разрешенную на кривом участке пути. В ходе расследования 52-летний машинист признал грубейшую ошибку, а заодно поведал, что и раньше превышал там скорость, иногда даже выкладывая в соцсети фотографии, подтверждающие факт железнодорожного лихачества. В то же время он настаивал на том, что за секунды до крушения разговаривал по служебному телефону с диспетчером, а потом пытался включить тормозную систему, но было уже поздно.

Конго, провинция Верхняя Катанга

22 апреля 2014 года на юго-востоке Демократической республики Конго, в провинции Верхняя Катанга, известной своими крупными горнодобывающими предприятиями, произошло крушение товарного поезда. Состав сошел с рельсов, превысив допустимую скорость почти на 40 км/ч и не сумев обойти коварный изгиб на трассе.
В поезде, как ни странно, ехали люди. В итоге 74 человека погибли, еще 163 были ранены. Изначально появились слухи о том, что в числе жертв оказались и граждане РФ, но чуть позже информация была опровергнута.
Добавим также, что крушения поездов в Конго – явление нередкое. Основные причины – перегрузка составов и плохая инфраструктура. Более того, конголезцы часто прыгают на поездах с целью бесплатного путешествия по регионам, а сотрудники общественной железнодорожной компании страны умудряются нелегально продавать билеты на грузовые поезда.

Германия, район Розенхайм, город Бад-Айблинг

9 февраля текущего года в результате лобового столкновения двух поездов в немецком Бад-Айблинге, что в административном округе Верхняя Бавария, погибло 12 из 150 пассажиров, еще 89 человек получили ранения различной степени тяжести. По плану оба состава, шедшие со скоростью около 100 км/ч, должны были разминуться на станции Кольбермор в 6:44. Но если один из поездов следовал четко по расписанию, то другой на 4 минуты опаздывал. Это и стало причиной катастрофы.
Спустя два месяца следствие выявило, что столкновение произошло из-за действий диспетчера, который незадолго до этого был увлечен игрой на мобильном телефоне. Невнимательность привела к тому, что машинисты поездов получили неправильные данные, а в компьютер были введены неверные аварийные коды.

Основные причины железнодорожных катастроф

Подводя итоги обзора, следует говорить о трех факторах: человеческом, финансовом и форс-мажорном. Так, специалисты напоминают, что чаще всего катастрофы на железных дорогах происходят из-за халатного отношения людей к собственным обязанностям. И в первую очередь это касается работников, отвечающих за безопасность движения поездов: диспетчеров, машинистов, монтеров пути.
Отказ техники или ее поломка – вторая причина. Как известно, со временем многое устаревает. И в случае недостатка финансовых средств на ремонт или замену изношенного оборудования, подвижного состава и самого пути есть существенные риски, что все обернется чрезвычайным происшествием с погибшими. Наконец, гораздо реже, но все-таки случаются проделки матушки-природы и теракты, от которых, по объяснимым причинам, крайне сложно застраховаться.
«Основным фактором, влияющим на безопасность, даже в технически сложных системах, является фактор человеческий, – резюмирует заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. – Именно поэтому в России на железнодорожном транспорте увеличивают объем диагностики, ее детализацию с помощью различных лабораторных комплексов, диагностирующих состояние пути. Внедряют микропроцессорные системы, имеющие существенное преимущество перед прежними системами в части безопасности и отказов. В систему управления движением включают программные комплексы, совершенствуют матаппарат и т.д. Однако без сотрудников «на местах» все равно обойтись невозможно. Технические системы можно продублировать, повысив параметры безотказной работы. С человеческим фактором продублировать получается не везде. Наиболее «благополучным» в этом отношении являются локомотивные бригады. А наличие многочисленных систем управления, ведения и диагностики локомотивов повышают безопасность как грузовых, так и пассажирских перевозок. Однако даже в этой сфере случаются ошибки, в основном что касается маневровой работы на станциях. Одним из путей повышения безопасности является продолжение модернизации систем инфраструктуры и локомотивов в сторону большей автоматизации процессов, контроля действий персонала и предупреждения нештатных ситуаций».
В руководстве ИПЕМ отметили также, что безопасности перевозок в ОАО «РЖД» уделяют самое пристальное внимание, а потому по части оснащенности системами безопасности новые отечественные локомотивы и модернизированные или недавно построенные объекты инфраструктуры более прогрессивны по сравнению с иностранными железными дорогами, а некоторые даже являются уникальными.
«Несмотря на это человеческий фактор является «слабым» звеном в системе безопасности перевозок, которому продолжают уделять внимание», – заключил В. Савчук.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions