Кроме этого, давно назрел вопрос о выравнивании ставок на перевозки в универсальных и рефрижераторных контейнерах. Наша ассоциация говорит об этом уже достаточно давно, согласие с необходимостью такого шага выражают все участники процесса: РЖД, Минтранс, ФАС, Минэкономразвития. Но проблема только в том, что все стороны переговорного процесса не могут договориться о принципах выравнивания ставок. Например, ФАС требует немедленной унификации, Минэкономразвития хочет посчитать синергетический эффект в смежных отраслях, ОАО «РЖД» требует компенсировать выпадающие расходы за счет бюджета, а Минтранс предлагает повысить ставки тарифа на перевозки в универсальных контейнерах, а уже после рассматривать тарифы на рефконтейнеры. В настоящее время мы не ждем быстрого решения вопроса хотя бы из-за изменений в правительстве, после которых необходимо время для выстраивания взаимодействия ведомств в новых условиях.
Еще одним источником роста рефперевозок назывались «куриные экспрессы» в Китай. Российский экспортный центр анонсировал скидки до 25% на экспортные поставки продовольствия в рефконтейнерах в Китай, но ни один контейнер с августа 2019 года так туда и не поехал. Почему? Потому что данные скидки недостаточны для рентабельности операторов рефконтейнеров. Дело в том, что скидка предоставлялась только до станции Забайкальск, без учета возврата порожняка и следования по территории КНР. Например, существуют схемы обратной загрузки рефконтейнеров рыбой с Дальнего Востока, но чтобы она стала рентабельной, ставки на такие перевозки должны быть на 50% меньше, чем существующие.
Мы также ожиданием продолжения процесса слияний и поглощений в нашем сегменте рынка. Сегодня перевозками в рефконтейнерах занимаются, по сути, пять компаний, можно ожидать, что их останется три-четыре. Например, «Рефсервис» полностью прекратил такие перевозки, сосредоточившись на использовании рефрижераторного и изотермического подвижного состава.