Ни для кого не секрет, что объем производства и ремонта вагонов активно снижается начиная с прошлого года. Согласно прогнозам, в 2015-м снижение производства подвижного состава в России может составить 30%. Что касается вагоноремонтного рынка, то с 2010 по 2014 год предложение возросло на 8%, а спрос сократился на 13%. О том, что происходит на рынке и как в этих обстоятельствах не растерять клиентов и продолжать выпускать качественный продукт, рассуждали эксперты отрасли в рамках круглого стола «Способы выживания вагоностроителей и вагоноремонтников в условиях падения спроса», организованного журналом «РЖД-Партнер» на выставке «ТрансРоссия-2015».
Дефицит сменился профицитом. Сейчас в России работает порядка 20 вагоностроительных предприятий общей мощностью 100–120 тыс. ед. в год. Участники круглого стола отметили, что даже при огромном падении спроса инновационные вагоны все-таки пользуются популярностью у операторов, как и специализированный подвижной состав, особенно для перевозки наливных и химических грузов. Руководитель информационно-аналитической комиссии НП «Объединение вагоностроителей» Михаил Бойко считает, что на внутреннем рынке по-прежнему востребованы цистерны и хопперы. При этом объективная техническая потребность в обновлении парка полувагонов будет зависеть от поддержки реального платежеспособного спроса со стороны финансовых институтов, в том числе кредитных и лизинговых.
Специалисты уверены, что рецепт хорошего самочувствия ремонтников и производителей – расширение продуктовой линейки. «Необходимо снижать дисбаланс предложения. Также положение производителей может спасти переориентация на экспорт: с учетом девальвации рубля продукция машиностроения стала более востребована. Выполнение зарубежных заказов может компенсировать снижение спроса на внутреннем рынке», – полагает М. Бойко.
По его мнению, чтобы перейти на выпуск только инновационной продукции, мы должны поменять стандарты. С ним полностью согласен и вице-президент НП «Объединение производителей железнодорожной техники», старший вице-президент – главный инженер АО «СГ-транс» Сергей Калетин. Он считает, что именно сегодня необходимо вносить изменения в систему подходов в сфере текущего отцепочного ремонта. «Вагоны нового поколения не только отличаются ходовыми характеристиками, но и реже ремонтируются. Качество вагонов, бесспорно, улучшается, однако какими бы они ни были надежными, со временем все равно будут отцепляться в текущий ремонт, так как компаниям, специализирующимся на сервисе, надо будет на что-то жить. А плановые показатели по объемам ТОРа мотивируют вагоноремонтные предприятия к увеличению количества таких ремонтов», – комментирует С. Калетин. Напомним, ранее, чтобы избежать такой ситуации, Совет потребителей услуг ОАО «РЖД», действующий при правительственной комиссии по транспорту, выступал с предложением включить стоимость текущего отцепочного ремонта в железнодорожные тарифы.
Наиболее оптимальная стратегия для устойчивой работы вагоноремонтных предприятий в сегодняшних условиях – это увеличение объемов ремонта. Компании компенсируют спад заключением сервисных контрактов с производителями подвижного состава. «Вагоноремонтный процесс жестко регламентирован и связан с безопасностью на всей сети РЖД. К тому же стоимость запасных частей и комплектующих растет, при этом мы ощущаем давление со стороны как производителей, так и собственников подвижного состава. В настоящее время сформировалась классическая модель рынка заказчика, при которой даже незначительные изменения в цене ремонта приводят к существенным потерям в объемах. В связи с этим одним из способов выживания мы видим сотрудничество с заводами, например, по проведению гарантийного обслуживания инновационного подвижного состава», – рассказывает заместитель начальника управления по работе с клиентами ОАО «ВРК-2» Роман Иващенко.
По его словам, ВРК-2 уже заключила долгосрочные договоры на сервисное обслуживание в гарантийный период инновационного подвижного состава производства Тихвинского вагоностроительного завода. Р. Иващенко отмечает, что данная сервисная услуга позволяет экономить расходы производственников на содержание оборотного запаса узлов и деталей, используемых при гарантийном ремонте, снижает затраты вагоностроителей на командировочные расходы при расследовании гарантийных случаев. «Теперь мы планируем перейти на обслуживание инновационного подвижного состава в течение всего жизненного цикла вплоть до разделки вагона по окончании его службы», – комментирует он. По мнению участников круглого стола, развитие сервисных центров даст возможность сократить время простоя вагона в ремонте и увеличить ритмичность выпуска на сеть парка, прошедшего обслуживание.
Однако это не все испытания, которым подверглись в последние годы вагоноремонтные предприятия. С августа 2014 года в связи с отменой продления они потеряли огромный пласт работы. Напомним, что технический регламент по продлению срока службы и сертификации грузовых вагонов запрещает предприятию производить продление без соответствующего сертификата. Однако сегодня некоторые компании уже получили необходимую документацию и готовы к работе с теми, кто пока планирует продолжать работать старым парком.
В заключение нельзя не отметить: большинство экспертов не считают, что отрасль находится на грани выживания. Спрос – цикличный процесс. Сегодня у производственных предприятий есть все возможности для того, чтобы расширять рынки сбыта. А вагоноремонтники уже получают сертификаты и разрабатывают программы сотрудничества с заводами. Конечно, кризис внес свои коррективы в стратегии развития и тех и других, вынудил оптимизировать издержки, но в то же время поспособствовал и тому, что компании начали искать и находить новые возможности.
Татьяна Симонова
Подробный материал читайте в печатной версии: Школа выживания // РЖД-Партнер. 2015. № 11.
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions