+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.08.2016 16:00:56
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Паровозы снова в деле (фоторепортаж)

В минувшую субботу на территории музейного комплекса депо «Подмосковная» состоялся парад старинных паровозов. Перед зрителями предстали восемь паровозов, каждый из которых олицетворял знаковую эпоху нашей страны. А для более эффектного погружения в прошлое парад сопровождался театрализованным показом железнодорожной формы и представлением на тему истории железных дорог России. 

Знаменитый паровоз серии «Ов» или, как его прозвали «овечка», который является самым старым из сохранившихся действующих паровозов. Его по праву можно назвать живой легендой, выпуск конкретно этой машины состоялся в 1905 году. «О», в названии означает «основной тип», а индекс «в» указывает на то, что он оборудован парораспределением Вальсхарта. Паровозы данного семейства созданы конструктором Вацлавом Лопушинским, они использовались как грузовые и маневровые и являлись самыми распространенными в дореволюционной России, стал первым паровозом Транссибирской магистрали. Но и потом не утерял своей актуальности. Это был самым массовый паровоз периода первой мировой и гражданской войны, а в годы Великой отечественной войны (ВОВ) «овечки» были незаменимы в бронепоездах, Паровоз известен по многим книгам и фильмам паровоз, он, по сути, является символом железнодорожной России, а прослужили они до 1964 года.

Паровоз 9П, выпуск первой машины состоялся в 1936 году, создан группой конструкторов Коломенского завода. Паровоз был предназначен для маневров на промышленных предприятиях. Эта небольшая машина стала символом развития индустриализации СССР в годы первых пятилеток, ВОВ и послевоенного восстановления. Паровоз был исключительно вынослив и неприхотлив, «девятки», как их прозвали железнодорожники, строились до 1957 года. Долгое время, вплоть до 90-ых годов, такие паровозы на поворотных кругах в локомотивных депо. Данная машина используется в этом качестве в депо Подмосковная до сих пор.

Представитель паровозов серии «Э», прозвище «Эховский», это, по истине, судьбоносный локомотив для страны, главный герой железнодорожных магистралей ВОВ. Сначала они трудились во времена первых пятилеток и великих строек индустриализации, а затем, наравне с солдатами и тыловиками «прошли» войну. Данная модель является модификацией «ЭУ» и расшифровывается как «усиленный» построена она была в 1939 году. Первый паровоз такой серии был выпущен в 1926 году, его основное назначение – грузовые перевозки. Паровоз фантастически трудоспособен, он выносил до 400% перегрузок. Работал на сырых осиновых дровах, едва горящем сланце и буром угле. Это главные локомотивы фронтовых колонн, без которых не была бы одержана победа, мемориальное значение этих паровозов не меньше, чем у легендарных Катюш, танка Т-34 и самолета Ил-2.

Паровозы серии СУ могли тянуть составы до 18 вагонов, развивая при этом скорость до 130 км/ч. Эти паровозы проработали в пассажирском движении до второй половины 70-ых годов. Они были самыми массовыми по числу построенных машин и самыми распространенными в СССР. Именно эти паровозы в 1945 году привозили поезда победы на Белорусский вокзал.

После окончания войны были просто необходимы надежные и неприхотливые паровозы, пригодные для работы в любых железнодорожных депо. А поскольку состояние путей оставляло желать лучшего, паровоз должен был быть не только мощным, но и легким. Выбор конструкции для модернизации пал на машину семейства «Э», прекрасно проявившую себя в военные годы. Это паровоз серии «Эр» 1951 года выпуска. Его создала группа конструкторов Коломенского завода при участии представителей Луганского завода. Основное назначение было связано с перевозкой грузов. Индекс «р» в серии означает реконструированный. «Эрки», как их прозвали железнодорожники, стали символом создания Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), до 1957 года они строились по советским чертежам в четырех социалистических странах: Чехословакии, Польше, Румынии и Венгрии. Именно эти паровозы завершили эпоху паровой тяги в нашей стране, в 1986 году на Октябрьской железной дороге (ОЖД) на тепловозную тягу был переведен последний участок Олонец – Янисъярви в Карелии, который обслуживался паровозами серии Эр. Но в запасе они сохраняются до сих пор.

Паровоз серии Л, знаменитая «Лебедянка». Он был создан в 1945 году на Коломенском заводе конструктором Львом Лебедянским. Назначение грузопассажирские перевозки. Ег применение было очень широким от тяжеловесных грузовых маршрутов до пассажирских экспрессов, от вывозной работы и маневров на станции до пригородных поездов. Это самый массовый послевоенный паровоз, увидеть его можно было на многих станциях. Изначально он получил название «Победа» и имел серию «П», однако в 1947 году конструкторы паровоза получили сталинскую премию и решением правительства паровоз был обозначен по первой букве фамилии главного конструктора - Л. В качестве магистральных эти паровозы проработали до начала 80-ых годов, а на маневрах и хозяйственной работе до 90-ых годов.

Паровоз серии ЛВ, созданный в 1952 году над его проектом работала группа конструкторов Ворошиловградского завода. Использовался данный паровоз как грузопассажирский. Первоначально они имели обозначение ОР – Октябрьская революция, но потом были переименованы в ЛВ. В историю он вошел как последний магистральный паровоз, постройки СССР, строились они до декабря 1956 года. Это самый экономичный серийный паровоз в нашей истории, его КПД достигал 9,27%. Машины проработали до середины 70-ых годов. После необходимой реконструкции, паровоз успешно возобновил свою работу с туристическими ретро-поездами.

Пассажирский паровоз серии П36, конструкторами этой машины стали Лев Лебедянский и Геннадий Жилин, данная модель была построена в 1954 году. В период послевоенного восстановления перевозки пассажиров стали возрастать и нужна была принципиально новая пассажирская машина. Данный паровоз стал олицетворением новой эпохи в первую очередь за счет своей мощности и экономного расхода топлива. Красная полоса вдоль котла и тендера получила прозвище генеральские лампасы, а красивая машина за свой парадный вид получила у машинистов прозвище «Победа».

По словам старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича, несмотря на то, что подобные мероприятия проходят уже не первый раз, удивить зрителей всегда есть чем. «Каждый год мы показываем новую модель. Мы не стоим на месте, у нас порядка 140 паровозов находятся в запасе. Наверное, в следующем году покажем единственный в мире паровоз, который стоял на постаменте в депо «Россошь». За два года, думаю, мы его восстановим. В мире ничего подобного нет», - пояснил он.

Александра Можаровская
Фото: Екатерина Дегтярева

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions