+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.03.2024 15:36:53
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

На Забайкальской железной дороге сошли вагоны с рельсов. Юрист ответил, как действовать владельцу вагонов в таком случае

Накануне на ЗабЖД произошел сход грузовых вагонов – все произошло в ночь на 21 марта на перегоне Гыршелун – Хушенга. По предварительной информации, ЧП спровоцировал излом рельса. О том, какого алгоритма действий придерживаться собственнику вагона в подобных случаях, РЖД-Партнер спросил у юриста Вячеслава Федотова, специализирующегося на праве в сфере железнодорожных перевозок грузов.
Лицом, которое предъявляет требование в данном случае, может выступить как сам собственник вагона, так и экспедитор, если собственником ему предъявлены требования по договору, объясняет юрист. В некоторых случаях может выступить и страховая компания, если вагон был застрахован. Если вагон не застрахован, то у собственника вагонов есть право выбора предъявления требований за повреждение вагонов – или по ст. 105 Устава железнодорожного транспорта РФ, или по договору, заключенному с экспедитором. При этом экспедитор лишен такого права и может предъявить требования только к перевозчику как к владельцу источника повышенной опасности.

«Как правило, операторы (Собственники) в договоре прописывают пункт, который предусматривает обязанность возмещения стоимости вагона в случае его повреждения на основании экспертной оценки. То есть Собственник выставляет требования Экспедитору, а тот, в свою очередь, к РЖД, то есть к виновнику, нарушившему условия эксплуатации пути общего/необщего пользования, если вина перевозчика доказана. Такие требования будут уже регулироваться нормами Гражданского кодекса РФ, в том числе об обязательствах вследствие причинения вреда», – разъяснил юрист.

В. Федотов добавляет, что факт крушения вагона подтверждается соответствующими документами (актами общей формы, ВУ-25, иными), а также устанавливаются причины крушения. Порядок определения причин крушения установлен соответствующими нормативными правовыми актами.

«Далее проводится разбор с начальником станции, где произошло ЧП, и всеми причастными лицами, привлекаются к процессу и Собственники подвижного состава. В протоколе по результатам разбора обозначается причина схода вагонов. По итогу РЖД либо компенсирует стоимость вагона (или его повреждений), либо отказывает в компенсации. Если РЖД отказывается, то Собственник или лицо, которое имеет право предъявлять требования (это может быть и Экспедитор), подает иск к РЖД», – объясняет наш собеседник. – Главное, Собственнику не бездействовать и активно участвовать в выяснении причин крушения».

Юрист уточнил, что на его практике, как правило, РЖД, установив свою вину при разборе, оплачивают повреждения подвижного состава. Важный момент – определить степень повреждений на предмет возможности восстановления данного подвижного состава.

В случае, если такой вагон подлежит восстановлению, то РЖД направляет его в вагоноремонтное предприятие для определения ремонтопригодности подвижного состава. «Если подвижной состав будет признан неподлежащим восстановлению, соответственно, должна компенсироваться его полная стоимость. Если вагоны сошли с рельсов без опрокидывания, их поставили обратно, увезли в ремонт, обточили колесные пары и снова отправили на сеть, тогда речь пойдет об оплате стоимости ремонта и издержек», – уточнил В. Федотов.
Если вагон застрахован, то страховая компания после оплаты застрахованного имущества в порядке регресса может предъявить требования о выплате страхового случая, комментирует эксперт.

В случаях, когда причиной схода вагонов стало частное лицо (на той же ЗабЖД 18 марта причиной ЧП стал автомобиль, выехавший на пути вне железнодорожного переезда), требования из-за повреждений могут предъявляться также к РЖД, так как ситуация произошла на путях общего пользования.

«А РЖД, в свою очередь, приобретает право взыскивать убытки непосредственно с виновника. Может быть так, что виновное лицо привлекут в качестве соответчика», – резюмирует юрист.
Напоминаем, что вопросы, связанные со спорными ситуациями на железной дороге, обсудим на деловом семинаре «Претензионная работа на железнодорожном транспорте: штрафные санкции и досудебное разрешение спорных ситуаций , который состоится 28 марта 2024 года в г. Москве в отеле «Золотое кольцо» (ул. Смоленская, д. 5). Начало мероприятия – 10.00 ч. Организатор – редакция журнала РЖД-Партнер. Участие возможно как офлайн, так и в онлайн-формате.

На семинаре будут подробно освещены наиболее распространенные претензии грузовладельцев в адрес ОАО «РЖД» и операторских компаний, а также распределение ответственности участников перевозочного процесса, решение конфликтов, споры о штрафах, плюсы и минусы системы «Электронный претензионист» и другие.

К проведению семинара приглашены практикующие юристы, а также ведущие отраслевые эксперты. По вопросу участия в мероприятии обращайтесь по тел.: +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте: conf@rzd-partner.ru
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions