+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.03.2024 15:36:53
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

На Забайкальской железной дороге сошли вагоны с рельсов. Юрист ответил, как действовать владельцу вагонов в таком случае

Накануне на ЗабЖД произошел сход грузовых вагонов – все произошло в ночь на 21 марта на перегоне Гыршелун – Хушенга. По предварительной информации, ЧП спровоцировал излом рельса. О том, какого алгоритма действий придерживаться собственнику вагона в подобных случаях, РЖД-Партнер спросил у юриста Вячеслава Федотова, специализирующегося на праве в сфере железнодорожных перевозок грузов.
Лицом, которое предъявляет требование в данном случае, может выступить как сам собственник вагона, так и экспедитор, если собственником ему предъявлены требования по договору, объясняет юрист. В некоторых случаях может выступить и страховая компания, если вагон был застрахован. Если вагон не застрахован, то у собственника вагонов есть право выбора предъявления требований за повреждение вагонов – или по ст. 105 Устава железнодорожного транспорта РФ, или по договору, заключенному с экспедитором. При этом экспедитор лишен такого права и может предъявить требования только к перевозчику как к владельцу источника повышенной опасности.

«Как правило, операторы (Собственники) в договоре прописывают пункт, который предусматривает обязанность возмещения стоимости вагона в случае его повреждения на основании экспертной оценки. То есть Собственник выставляет требования Экспедитору, а тот, в свою очередь, к РЖД, то есть к виновнику, нарушившему условия эксплуатации пути общего/необщего пользования, если вина перевозчика доказана. Такие требования будут уже регулироваться нормами Гражданского кодекса РФ, в том числе об обязательствах вследствие причинения вреда», – разъяснил юрист.

В. Федотов добавляет, что факт крушения вагона подтверждается соответствующими документами (актами общей формы, ВУ-25, иными), а также устанавливаются причины крушения. Порядок определения причин крушения установлен соответствующими нормативными правовыми актами.

«Далее проводится разбор с начальником станции, где произошло ЧП, и всеми причастными лицами, привлекаются к процессу и Собственники подвижного состава. В протоколе по результатам разбора обозначается причина схода вагонов. По итогу РЖД либо компенсирует стоимость вагона (или его повреждений), либо отказывает в компенсации. Если РЖД отказывается, то Собственник или лицо, которое имеет право предъявлять требования (это может быть и Экспедитор), подает иск к РЖД», – объясняет наш собеседник. – Главное, Собственнику не бездействовать и активно участвовать в выяснении причин крушения».

Юрист уточнил, что на его практике, как правило, РЖД, установив свою вину при разборе, оплачивают повреждения подвижного состава. Важный момент – определить степень повреждений на предмет возможности восстановления данного подвижного состава.

В случае, если такой вагон подлежит восстановлению, то РЖД направляет его в вагоноремонтное предприятие для определения ремонтопригодности подвижного состава. «Если подвижной состав будет признан неподлежащим восстановлению, соответственно, должна компенсироваться его полная стоимость. Если вагоны сошли с рельсов без опрокидывания, их поставили обратно, увезли в ремонт, обточили колесные пары и снова отправили на сеть, тогда речь пойдет об оплате стоимости ремонта и издержек», – уточнил В. Федотов.
Если вагон застрахован, то страховая компания после оплаты застрахованного имущества в порядке регресса может предъявить требования о выплате страхового случая, комментирует эксперт.

В случаях, когда причиной схода вагонов стало частное лицо (на той же ЗабЖД 18 марта причиной ЧП стал автомобиль, выехавший на пути вне железнодорожного переезда), требования из-за повреждений могут предъявляться также к РЖД, так как ситуация произошла на путях общего пользования.

«А РЖД, в свою очередь, приобретает право взыскивать убытки непосредственно с виновника. Может быть так, что виновное лицо привлекут в качестве соответчика», – резюмирует юрист.
Напоминаем, что вопросы, связанные со спорными ситуациями на железной дороге, обсудим на деловом семинаре «Претензионная работа на железнодорожном транспорте: штрафные санкции и досудебное разрешение спорных ситуаций , который состоится 28 марта 2024 года в г. Москве в отеле «Золотое кольцо» (ул. Смоленская, д. 5). Начало мероприятия – 10.00 ч. Организатор – редакция журнала РЖД-Партнер. Участие возможно как офлайн, так и в онлайн-формате.

На семинаре будут подробно освещены наиболее распространенные претензии грузовладельцев в адрес ОАО «РЖД» и операторских компаний, а также распределение ответственности участников перевозочного процесса, решение конфликтов, споры о штрафах, плюсы и минусы системы «Электронный претензионист» и другие.

К проведению семинара приглашены практикующие юристы, а также ведущие отраслевые эксперты. По вопросу участия в мероприятии обращайтесь по тел.: +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте: conf@rzd-partner.ru
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions