– Мощности локомотивостроительных заводов «Трансмашхолдинга», которые могут быть задействованы для выпуска маневровых локомотивов, составляют несколько сотен единиц. Если будет поставлена задача выпускать больше, они могут быть развиты на большие объемы, дополнительно возможна модернизация старых локомотивов на ремонтных заводах с приведением локомотивов к современным параметрам по расходу энергоресурсов и экологическим показателям. Эксплуатировать бесконечно локомотивы на технологических путях и путях необщего пользования в том виде, в каком они находятся сейчас, экономически невыгодно, а по экологии – недопустимо.
– Какие Вы видите сложности в предстоящем вводе запрета на продление срока службы маневровых локомотивов на путях необщего пользования?
– Чтобы не пришлось развивать мощности строительных заводов на 1 тыс. локомотивов в год, а потом через 5 лет сворачивать производство, необходимо точно знать, сколько локомотивов должно быть заменено, а сколько может быть модернизировано на ремонтных заводах. Нужны реальные цифры, а не оценки экспертов.
– Какая модель перехода с устаревшего парка маневровых локомотивов к новому была бы, по Вашему мнению, более оптимальной для производителей железнодорожной техники? Какие для этого нужно ввести инструменты?
– Необходима поддержка владельцев парка промышленных локомотивов государством по принципу автопрома. Менять не хотят, потому что жалко денег, а теряют больше на старых неэкономичных и портящих экологию «тарахтелках». Пример правильного, хозяйского отношения к маневровому парку – УГМК, глубочайшая модернизация с доведением локомотива до требований ТРТС. Есть еще примеры, но в УГМК очень наглядно…
– Насколько будет оправданным списание тепловозов массовых серий ТГМ4, ТГМ6, ТЭМ2, которые могут эксплуатироваться до 50 лет?
– Это локомотивы, которые были построены в советские времена и сроки службы тогда устанавливались на разные серии: от 28 до 32 лет. Эти локомотивы морально и физически устарели, прошли бесконечное количество ремонтов внутри предприятий, там множество отступлений от принятых норм безопасности, сейчас эти локомотивы требуют, как минимум, глубокой модернизации.
– Существует ли сегодня ясность в том, какие именно маневровые локомотивы подпадут под запрет продления срока службы?
– Локомотивы с истекшим сроком службы, установленным заводом-изготовителем, и не прошедшие модернизацию с последующей сертификацией. Локомотивы (мотовозы), которые работают только на технологических путях заводов и на эти пути не заходит подвижной состав, курсирующий по путям общего и необщего пользования, сертификации не подлежат. Решение по срокам их службы должен принимать владелец исходя из соображений экономики и экологической безопасности.
Беседовал Шант Даниелян