+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.08.2017 14:25:18
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Изысканные предложения для требовательного спроса

На ЭКСПО 1520 ГК «РэйлТрансХолдинг» (РТХ) продемонстрирует инновационные разработки: изотермический вагон-термос модели 16-6962 для перевозки продовольственных и скоропортящихся грузов и вагон-цистерну для перевозки расширенной номенклатуры химических грузов модели 15-6899. Об особенностях новых моделей рассказал член правления, заместитель генерального директора – директор по научно-техническому развитию ГК «РэйлТрансХолдинг», д. т. н., профессор, академик Международной инженерной академии наук, дважды лауреат Государственной премии Украины, заслуженный машиностроитель Украины и компании «РТХ» Анатолий Чепурной.
Изысканные предложения  для требовательного спроса
Дефицитный товар 

– Анатолий Данилович, расскажите, пожалуйста, в чем актуальность разработки вагона модели 16-6962?

– Инновационная модель вагона-термоса производства Армавирского машиностроительного завода, которая по многим техническим параметрам превосходит существующие аналоги, в данный момент решает на рынке железнодорожных перевозок одну из основных задач – снижение дефицита изотермического подвижного состава на фоне отсутствия серийного производства новых современных вагонов такого вида.

Для выработки оптимальных решений по конструкции вышеуказанного изделия был проведен ряд научно-технических советов, в том числе с участием главных специалистов ведущих компаний-перевозчиков, в результате чего были учтены все требования, ставшие основной для разработки технического задания.
Кроме того, в ходе выполнения проектных работ по созданию изотермического вагона-термоса был учтен опыт ряда вагоноремонтных депо (Троицк, Сасово, Лыткарино и Тихорецкое), касающийся эксплуатационных особенностей данного подвижного состава. Благодаря применению современного программного обеспечения мы определили и проанализировали зоны, в которых наблюдались максимальные тепловые потери, с целью их исключения и повышения теплоизолирующих свойств созданного ГК «РТХ» вагона в целом.

– Каковы основные преимущества нового вагона-термоса?

– Наряду с высокими показателями эксплуатационной надежности можно выделить повышенную грузоподъемность – 62,7 т, которая обеспечена за счет применения тележек грузовых вагонов со статической осевой нагрузкой от колесной пары на рельс 245 кН (25 тс/ось), что на 4,5–8,5 т выше, чем у аналогичных моделей (модернизированных вагонов производства БМЗ и «Дессау»). Еще один немаловажный фактор – это назначенный срок службы вагона 32 года и увеличенные межремонтные нормативы (пробег от постройки или капитального ремонта до деповского ремонта не менее 500 тыс. км или 6 лет).

Значительно снижен коэффициент теплопередачи кузова – не более 0,2 Вт/(м2•К), который обеспечивается применением современных теплоизоляционных материалов при увеличенной толщине изолирующего слоя (толщина теплоизоляции рамы составляет 250 мм, боковых и торцевых стен – 200 мм, крыши – 300 мм).
Применяемый в конструкции изделия жесткий пенополиуретан позволяет в течение всего срока службы вагона сохранять его высокие теплоизоляционные свойства, что является определяющим фактором при эксплуатации вагона-термоса.

Использование композитных материалов и новых конструктивных решений позволило исключить деревянные элементы конструкции рамы в связи с их разрушением при длительной эксплуатации, что требовало частого проведения ремонтно-восстановительных работ. Дополнительную прочность конструкции изделия обеспечивает многослойная система профилей из композитных материалов с низкой теплопроводностью, установленных на раме цельносварной конструкции, что повышает прочность пола при работе автопогрузчика.
Исключено попадание влаги под настил пола, по причине которой в существующих моделях вагонов наблюдалась повышенная коррозия мест соединения боковых стоек и бокового швеллера. Данная проблема решена за счет применения стального настила пола, обеспечивающего герметичность благодаря отбортовке, переходящей на стены кузова.
При объеме кузова 137 куб. м длина вагона по осям сцепления составляет 22 160 мм, что соответствует техническим параметрам действующего парка изотермических вагонов.
Созданный вагон-термос также соответствует основным критериям инновационности, предъявляемым к изотермическому подвижному составу.

Перспективный габарит

– Какие потенциальные сложности при перевозках решает выпуск инновационного вагона-цистерны модели 15-6899?

– Существующая инфраструктура транспортировки наливных грузов имеет традиционную длину шага сливоналивных эстакад 12 020 мм. С переходом подвижного состава на осевую нагрузку 25 тс цистерностроение столкнулось с невозможностью максимально полной реализации потенциала данной осевой нагрузки в габарите 1-Т. Применяемый в цистернах диаметр котла 3200 мм при стандартной длине вагона по автосцепкам 12 020 мм не позволяет перевозить более 85–88 куб. м продукта. Решением данной проблемы является переход вновь строящегося подвижного состава на перспективный габарит Тц как наиболее оптимальный для вагонов-цистерн.

В рамках решения данной задачи АО «Новозыбковский машиностроительный завод» создан инновационный вагон-цистерна модели 15-6899 безрамной конструкции с котлом переменного сечения в габарите Тц. Отказ от хребтовой балки и переход к цельнонесущему кузову позволили снизить материалоемкость, понизить ординату центра тяжести вагона, обеспечив повышение показателей устойчивости при его движении. Одной из задач, решенных при разработке инновационного проекта, стала возможность использования вагонов-цистерн с увеличенным объемом в рамках существующей инфраструктуры без необходимости переоборудования сливоналивных эстакад.

– Позволит ли новая цистерна существенно улучшить эффективность перевозок химических грузов?

– Безусловно. Котел вагона (цистерна) состоит из цилиндрической центральной царги диаметром 3500 мм и двух конических консольных царг, переходящих в диаметр 3000 мм. Данное конструктивное решение позволило увеличить объем перевозимого груза до 95 куб. м и обеспечить возможность перевозки до 75 т химических грузов. Кроме того, рационально размещенные шпангоуты переменного сечения наряду с исключением хребтовой балки позволяют получить минимальную массу тары при большем диаметре котла в сравнении с традиционными конструкциями вагонов-цистерн для перевозки грузов с низкой плотностью.

О пользе инноваций

– Что можно перечислить в качестве технических преимуществ инновационного вагона?

– Основные преимущества вагона-цистерны базируются на анализе технических проблем традиционных цистерн, ранее выпускавшихся заводами-изготовителями, а также поставленных на производство в последние годы, и новых решениях, отвечающих современным требованиям к подвижному составу.

В нашей цистерне использованы технические решения, позволяющие повысить технико-эксплуатационные показатели изделия в целом за счет снижения массы тары, затрат на эксплуатацию, увеличения надежности и повышения прочностных характеристик конструкции, а именно: крепление котла на полурамах, общая компоновка вагона-цистерны, форма котла и др.

Увеличен объем котла до 95 куб. м и межремонтный интервал до 500 тыс. км (6 лет), а также общий срок службы вагона (до 32 лет). При перевозке составом из 71 условного вагона (83 вагона-цистерны) масса перевозимого груза увеличена до 6183,5 т, что на 124,5 т выше ближайшего аналога в габарите Тпр и соответствует двум дополнительным вагонам-цистернам, а также на 788,5 т превосходит грузоподъемность состава из железнодорожных цистерн с объемом котла 86 куб. м каждая.

Ремонтопригодность обеспечивается применением в конструкции стандартных комплектующих изделий, унифицированных элементов, типовых технологических процессов.

– Какой груз возможно будет перевозить в различных вариантах вагона-цистерны модели 15-6899?

– На ЭКСПО 1520 мы представляем только один из вариантов инновационного вагона-цистерны для перевозки грузов третьего класса опасности с кодом L4DH по СМГС. Данный код груза предписывает герметичность сосуда, исключающую контакт продукта с окружающей средой, и верхний слив-налив продукта. Примером такого продукта является метанол. Рациональный подход в соответствии с СМГС дает возможность перевозить в герметичной цистерне значительное количество опасных химических грузов.

Для транспортировки грузов такого класса, не требующих верхнего слива, спроектирована модификация инновационного вагона-цистерны с нижним сливом, оснащенного сливным прибором с тремя степенями защиты. Хотелось бы также отметить, что номенклатура грузов, перевозимых в данной модификации цистерны, насчитывает 144 наименования.
Для вязких химических грузов третьего класса опасности спроектирована модификация инновационного вагона-цистерны с системой внутреннего разогрева.

В целом могу отметить, что многолетний опыт научно-инженерного центра компании по проектированию грузовых вагонов, а главное – высокий профессиональный уровень наших инженеров-проектировщиков, работающих в конструкторском бюро, позволяют успешно решать многие актуальные научно-технические задачи.

Беседовала Вероника Сергеева

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions