• Ставка на полувагон
    1700
    -23 %
    руб./сут.
    июнь 2022
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2022Г. - 57 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 60.32 -0.05 EUR ЦБ РФ 61.16 -0.2
    BTC 23109.36 usd BTC 1391876.75 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.12.2021 16:00:43
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Восточный полигон: снова опоздали

Проект развития Восточного полигона (БАМ и Транссиба) и по объему работ, и по объему инвестиций превосходит все другие крупнейшие проекты в стране. Но сроки завершения I этапа развития БАМа и Транссиба переносились неоднократно. Несмотря на все заверения «РЖД», все работы выполнить не удалось. Часть из них все же перешла на 2022 год. Каковы причины и что дальше?
Восточный полигон: снова опоздали
Спараллелить этапы

Весь текущий год можно неофициально назвать годом Восточного полигона для РЖД. На всех совещаниях и селекторах руководство холдинга настаивало на необходимости завершения всех проектов в срок. Такое упорство подогревалось в основном пристальным вниманием со стороны президента.

В марте текущего года он поставил четкий ориентир: к 2024-му обеспечить в восточном направлении как минимум +30% перевозок угля по сравнению с прошлым годом. Речь идет о 68 млн т. Очевидно, что достижение этих показателей в том числе зависит и от модернизации самой инфраструктуры.

В течение всего года в РЖД настаивали: работы по I этапу на 100% завершат в 2021 году. Но по факту ряд объектов сдвигается на следующий год или запускается в этом году по временной схеме. Работы на БАМе, которые ОАО «РЖД» оплатит в этом году на весь объем отведенного на них бюджета в 134 млрд руб., фактически будут выполнены только на 89 млрд руб., то есть лишь на две трети. Оставшиеся 45 млрд руб. на работы переносятся на следующий год. Одновременно строители уже приступили к II этапу, ведь амбициозной задачи – к 2024 году обеспечить провозную способность БАМа и Транссиба в размере 180 млн т – никто не отменял.

В общем, по данным ОАО «РЖД», паспортом I этапа проекта определено финансирование в объеме 520,5 млрд руб., в том числе 349 млрд руб. – за счет средств ОАО «РЖД». Объем капиталовложений по II этапу составит 777 млрд руб. – полностью за счет средств холдинга. Соответственно, общая сумма инвестиций в железные дороги Восточного полигона за 10 лет превысит 1,2 трлн руб.

Сделано много, впереди – еще больше

На сегодня работа по I этапу проекта модернизации Восточного полигона кипит, и останавливаться РЖД просто не могут. Широкий фронт работ развернут от Тайшета до Находки и Ванино.

По данным монополии, всего с 2013 года на Восточном полигоне было уложено 527 км вторых путей и 3,1 тыс. стрелок, построено и реконструировано 45 станций и 33 разъезда (уложено более 250 км станционных путей), 101 мост, 5 тоннелей, включая новый Байкальский тоннель протяженностью 6,7 км. Движение по нему было открыто в конце июля. Здесь строительно-монтажные работы велись с 2014 года. Тоннелестроителями пройдено 6682 м сквозь горы Байкальского хребта. Ввод в строй нового Байкальского тоннеля увеличил его пропускную способность с 17 до 85 пар поездов в сутки.

В рамках проекта было электрифицировано 179 км пути, построено и модернизировано 49 тяговых подстанций, 1863 км линий автоблокировки.

За этот период было модернизировано свыше 5 тыс. км железнодорожного пути, построено более 20 объектов локомотивного хозяйства.

Трудности по цепной

Проблемы при реализации программы по модернизации Восточного полигона – дефицит строителей, недобросовестные подрядчики, нехватка финансирования – перетекают из года в год. Как известно, БАМ уже несколько лет испытывает острую потребность в трудовых ресурсах в силу масштаба работ и нехватки мигрантов, традиционно составлявших до четверти рабочих на местах, но покинувших площадки в связи с пандемией. Как еще весной заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Андрей Макаров сообщал, что монополия наняла почти 16 тыс. человек, но их не хватает с учетом перспектив расширения провозной способности БАМа и Транссиба до 2030 года.

Помимо нехватки рабочих рук, строительство велось и по-прежнему ведется в условиях действующей железной дороги, что достаточно сложно с учетом сегодняшней интенсивности грузоперевозок по БАМу. Проектные решения часто пересматривались, а неблагоприятные погодные условия и пандемия тормозили ход работ. В добавление к вышесказанному сама схема управления проектом утяжелена, не до конца отлажено взаимодействие с другими ведомствами, система закупок в холдинге несовершенна. Все это объективно задерживало реализацию отдельных объектов.

На фоне изменения экономики в этом году к обозначенным проблемам добавилось еще и подорожание строительных материалов. Естественно, в таких условиях нельзя в оперативном режиме пересмотреть сметы, а затем найти под них дополнительное финансирование.

На второй рассчитайсь

На сегодняшний день, согласно паспорту и утвержденным детальным планам мероприятий II этапа развития Восточного полигона и проекта «Транссиб за

7 суток», сформирован перечень из 262 объектов и шести мероприятий, необходимых для достижения целевых показателей по увеличению пропускной способности БАМа и Транссиба до 180 млн т в год к 2024 году, сокращению времени перево­зок и увеличению объема транзитных перевозок контейнеров в 4 раза. ПСД по большинству объектов передана для получения заключения в Главгосэкспертизу. В 2022 году планируется начало строительно-монтажных работ.

Но с учетом истории реализации и пока еще незавершения такого непростого

I этапа модернизации БАМа и Транссиба на соблюдение запланированных сроков реализации II этапа может негативным образом повлиять ряд факторов. Во-первых, уже названный серьезный кадровый дефицит на некоторых объектах не позволяет в полной мере нарастить темпы строительства и таким образом реализовать весь потенциал грузовых перевозок на полигоне. Во-вторых, как отмечает руководитель проектов направления «Экономика инфраструктурных отраслей» ЦСР Никита Маховский, серьезное влияние на сроки реализации проекта может оказать корректировка его стоимости. В июле 2021-го стоимость реализации II этапа модернизации БАМа и Транссиба была пересмотрена в сторону ее увеличения на 7,9% в связи с удорожанием основных ценообразующих ресурсов.

Подробнее читайте в новом номере журнала «РЖД-Партнер».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
  • Санкционная логистика
  • Как развернуть металлы на восток?
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions