+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.08.2024 09:44:41
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Почему притормозили контейнерные поезда?

На деловом семинаре «Контейнерные перевозки», который провел РЖД-Партнер 29 августа 2024 года, были затронуты проблемы, с которыми столкнулись грузоотправители при использовании технологии отправки контейнерных поездов.
Почему притормозили контейнерные поезда?
В 2024 году контейнерные перевозки на РЖД выросли, но темпы их прироста в последние месяцы ощутимо замедлилась. При этом произошли структурные перемены, что видно по динамике перевалки контейнеров в морских портах РФ.

В частности, за 7 месяцев увеличилась перевалка в Арктическом бассейне (+4% к аналогичному периоду прошлого года), Балтийском (рост в 1,6 раза) и Азово-Черноморском бассейне (+8,6%). При этом обработка на терминалах Дальневосточного бассейна снизилась (-5%).

Это вызвало подвижки на полигонах использования цистерн. Их парк стал тяготеть к зонам, где образовалась прибавка. Соответственно, появились добавки в формировании контейнерных поездов – со станциями назначения на Северном Кавказе и в Восточной Сибири, в сторону морских терминалов Санкт-Петербурга для дальнейшего экспорта через Автово, Шушары, Новый Порт, со станций Соломбалка и Архангельск, а также Приволжье (Ярославская область) в направлении северных морских маршрутов.

Сложности на востоке

На востоке используется особая схема перевозок: контейнеры поступают в морские порты РФ в основном по импорту. Их отправляют в полувагонах, подаваемых прежде всего после выгрузки угля. Затем полувагоны возвращают в Кузбасс. Если контейнер требуется везти дальше – его перегружают в Сибири на фитинговые платформы.

Дальнейшие планы операторы строили с учетом весеннего спада в контейнеропотоках в ДФО. Мало кто рассчитывал на летний прирост в объемах. Операторы не успели передислоцировать парк. Аналогично Новосибирский транспортный узел весной генерировал слабую динамику экспортных контейнеропотоков.

А когда потребовался оперативный подсыл дополнительного порожнего парка, возникли сложности с передислокацией платформ из-за заторов на сети. В июле в зоне Сибири на РЖД действовали конвенции. Только в августе удалось сгладить локальный дефицит фитинговых платформ для перекладки контейнеров из полувагонов.

Контейнерные страдания

В 2024 году технология отправки контейнерных поездов застопорилась. Почему? Для этого был ряд причин.

В данном случае хотелось бы обратить внимание на то, что фактически на сети перевозчиком продвигается технология вывоза вагонов местными поездами с дальнейшим формированием на промежуточной технической станции контейнерных поездов длиной в 71 условный вагон (у. в.).

Получалось медленнее (увеличение времени на сборку со станций погрузки и на распыление по станциям выгрузки) и дороже (контейнерные поезда дешевле повагонных отправок и сервисов «Грузовой экспресс»).

На отправки местных поездов с контейнерами на железных дорогах введены ограничения. Из-за этого на некоторых станциях груженые платформы летом могли стоять и по месяцу, если клиент не соглашался на доплаты по договорам с перевозчиком.

Новые затруднения

Искусственное удлинение контейнерных поездов привело к росту претензий от клиентов, снижению отправок сборных грузов и локальным дефицитам фитинговых платформ. Их оборот и порожние пробеги увеличились.

Часть парка оказалась отсеченной из-за дополнительных логконтролей при согласовании ЗУ на перевозку порожних полувагонов на станции отстоя (несмотря на согласование заявок – в рамках процедур по ГУ-12).

По данным FESCO, летом 2024 год из-за инфраструктурных ограничений на РЖД контейнерные перевозки на восток снизились на 20% по сравнению с 2023 годом.

Рынок растет, но медленнее, чем ожидалось

Сложившаяся ситуация на сети повлияла на поведение ставок аренды фитинговых платформ у операторов. В частности, локальные дефициты и порядок формирования контейнерных поездов удержали летом ставки их аренды на уровне апреля 2024 г.

Вместе с тем, они могли снизиться на фоне конкуренции с автотранспортом и того, что пополнение парка фитинговых платформ рассчитывалось исходя из более высоких темпов прироста контейнерных перевозок, чем наблюдалось в 2024 году. Из-за этого сформировался профицит фитинговых платформ.

Однако указанные сложности на фоне созданных на сети затруднений с возвратом порожних контейнеров после выгрузки (в частности, из-под импорта на восточном направлении), обилие логконтролей со стороны перевозчика и конвенций на ряде направлений (в том числе – в зоне Сибири из-за нехватки провозных способностей инфраструктуры) привели к локальным дефицитам фитинговых платформ, что и удержало базовые ставки аренды, например, 40-футовых фитинговых платформ в июле 2024 года в 1900 руб./сут.
Это оборотная сторона того, что часть грузов в контейнерах на сети оказалась невывезенной.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions