Оператор железнодорожной системы Гонконга MTR Corporation - пионер данного метода. Компания реализует программу "железная дорога плюс собственность" (R+P). Метро Гонконга - самая совершенная транспортная система в мире. Напомним, что практически весь железнодорожный пассажирский транспорт в мире не является доходным. Однако, операционная маржа MTR Corporation в Гонконге составила 54% в прошлом году. Для сравнения - только 2% систем общественного транспорта в США показывают успешные результаты. Секрет в том, что MTR не просто получает доход от продажи билетов, но и от развития недвижимости. Корпорация развивает торговые площади, жилые комплексы и бизнес-центры. В настоящее время компания изучает возможность применения своих инструментов в Швеции, Великобритании и Австралии.
Проект Crossrail в Лондоне
Идея сообщения восток-запад через Центральный Лондон засела в сознании британцев с конца викторианской эпохи, но не всплывала на поверхность до конца Второй Мировой Войны. Проект Crossrail, наконец, стартовал в 2009 году и в настоящее время является крупнейшим инфраструктурным проектом Европы. Ветка протяженностью 118 км начнет полностью функционировать в 2018 году. Crossrail позволит расширить пропускные способности Лондона на 10%. В Лондоне подсчитали, что проект будет генерировать более £40 млрд. ежегодно.
Структура финансирования комплекса включает в себя несколько инструментов в сегменте прироста стоимости частной земельной собственности, включая Дополнение к тарифу. Согласно этой схеме, владельцы бизнеса в районе Ньюэм и ряде других районов Лондона доплачивают 2% налога, которые идут на новые разработки в городе.
Метро Хайдарабада в Индии
Хайдарабаад — город в южной Индии, административный центр 29-го штата Индии Телангана. Город стремительно развивается, делая ставку на новые технологии. Именно поэтому ему требуется развитая система транспорта. Здесь реализуется крупнейший проект на условиях ГЧП - строительство метро. Ветка будет состоять из 66 станций. Государство покрывает 40% расходов. Инжиниринговые компании Larsen и Toubro собираются получить оставшиеся средства от доходов, которые генерируют недвижимость, реклама и паркинги, расположенные вблизи ветки.
Инструмент получения средств на развитие инфраструктурных проектов от бизнеса, который в свою очередь, получает от транспорта прибыль в качестве роста стоимости недвижимости, расположенной вблизи станций, не может рассматриваться как единственный способ финансирования проектов. Однако, с его помощью реализовать многие важные проекты стало гораздо проще. Вот некоторые примеры:
