По его словам, сейчас на рынок влияют три основополагающих фактора.
Первый – качественные изменения в работе РЖД. Операторы почувствовали их с конца прошлого года, а в этом году эти изменения только набирают обороты. «Операторское сообщество запаздывает за той динамикой изменений, которую сейчас проводят РЖД», – отмечает А. Сапронов.
В новых условиях у НХТК нет отставленных от движения поездов. «Если полтора года назад у компании до 1500 цистерн для перевозки СУГ находились в отставленных от движения поездах и для нас это было большой проблемой, так как не хватало своего парка и приходилось изыскивать его на рынке, то сегодня такой проблемы нет», – подчеркивает А. Сапронов. Это связано с изменениями, проведенными РЖД, включая новый порядок управления движением порожних вагонов.
Второй фактор – профицит подвижного состава. Образование избыточного, не обеспеченного грузовой базой вагонного парка.
И третий фактор – это сокращение грузовой базы.
Что же со всем этим сейчас делать компании-оператору? Самоактуализироваться, рассчитывать только на себя, на свои внутренние резервы, считает А. Сапронов. Было бы опрометчиво думать, что РЖД проявят заботу об операторах, они исходят из своих интересов, из интересов отрасли. А операторы должны сами позаботиться о себе.
«Самоактуализация – это значит, что сейчас операторам надо менять организационную структуру (она сформировалась совершенно в другой среде, при экстенсивном пути развития рынка, когда вагон был востребован), нужно менять прежде всего движенческий аппарат, проводить кадровые изменения, совершенствовать технологии и многое другое. Сейчас на рынке востребована модель со ставкой на технологии и интересы грузовладельца. И кто реализует такую модель, тот и получит точки роста», – отмечает эксперт.
В НХТК уже во многом реализованы такие меры. В компании определили более 150 точек роста – технологических, организационных, кадровых.
«Если у компании нет точек роста – это свидетельство кризиса. На современном этапе не работает модель прошедшего времени, когда в основе находился вагон, не обеспеченный технологиями, не наполненный интересами клиента. Сейчас должна быть синергия оператора и грузовладельца. И если это будет, то тогда компания обречена на успех», – подчеркивает А. Сапронов.
Одной из мер, с помощью которой оператор может пойти навстречу грузовладельцу, он называет мораторий на штрафы. «У иных операторов штраф – это бизнес, бывает, что на это заточена компания. На мой взгляд, в сегодняшних условиях это недопустимо, это еще больше усложняет жизнь грузовладельца. Одновременно политика штрафов ограничивает возможности оператора по сохранению и расширению грузовой базы», – подчеркивает эксперт.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



