+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.09.2019 15:10:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Локомотивы, которые ведут грузовые поезда

Хватает ли у используемых типажей лошадиных сил и скоро ли их заменят на новые? Попробуем проанализировать структуру парка тяги на сети РЖД и эффективность его работы.
Основу грузового тепловозного парка в эпоху МПС составляли крепкие на тот момент грузовые тепловозы, выпускавшиеся на Луганском ТВЗ.

Многие из старых электровозов ВЛ10, ВЛ11 в/и на постоянном токе, как и ВЛ80, ВЛ85 в/и на переменном токе, до сих пор в строю. А двухсистемный двухсекционный ВЛ82, соответственно, мог работать на обоих видах тока.

Кони, которых пора менять

Секрет долголетия этих машин – в простоте конструкции, надежности и возможности при нештатной ситуации дотянуть до ремонтного депо. Собственно, эти качества были присущи всем отечественным локомотивам старого поколения.

В современной России тяговый подвижной состав выпускают, прежде всего, два производителя – АО «Трансмашхолдинг» и АО «Синара – Транспортные машины» (СТМ). О том, какое техзадание на производство локомотивов выдвинуто производителям, рассказал заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД» (по развитию) Николай Михальчук.

Он отметил, что от современного локомотива ожидается эффект в виде общего сокращения парка на 5% и снижения эксплуатационных расходов на 10–12%. Концепция умного локомотива предполагает не только снижение затрат на его содержание, но и наличие интеллектуальной системы управления на борту, развитие которой должно привести к беспилотному вождению.

Обновленная линейка

Электровозы СТМ представлены тремя сериями: 2ЭС6, 2ЭС7, 2ЭС10. Первые – для работы на постоянном токе. Их уже выпущено более 900. Именно эта машина должна заменить ВЛ10.
Электровоз 2ЭС10 («Гранит») справляется с поездами массой 12 тыс. т. Правда, при этом оказывается повышенное воздействие на путь (с предсказуемыми последствиями). Просаживается напряжение и в контактной сети. Локомотив надежный, но если он все-таки встанет из-за неисправности, то выводить с перегона поезд придется частями или подгонять другой трехсекционный «Гранит».

Электровоз 2ЭС7 питается переменным током. Новинка хороша, но пока что в штучном исполнении.
У ТМХ – своя линейка машин. В частности, магистральные тепловозы 2ТЭ116У, 2ТЭ116УД, 3ТЭ116, ведущие свою родословную от 2ТЭ116 (получил прозвище Боинг за характерный свист, а за жутковатую эстетику дизайна кабины его окрестили Фантомасом), распространения на сети РЖД не получили. Предпочтение было отдано 2ТЭ25КМ модификации 2ТЭ25К («Пересвет»), во многом схожей с 2ТЭ116У.

Другая вариация базовой модели – магистральный 2ТЭ25А («Витязь»). Тепловоз имеет асинхронный тяговый привод, и это первая отечественная разработка подобного типа.
Грузовые электровозы ТМХ – это 2(3)ЭС4К («Дончак») на постоянном токе и 2(3,4)ЭС5К («Ермак») на переменном (цифра в скобках означает возможное количество секций). Все электровозы оснащаются коллекторными двигателями. Мощность «Дончака» на две секции – 5735 кВт, «Ермака» – 6560 кВт.

В упряжке то пусто, то густо

Вот, собственно, набор основных типажей магистральной тяги, используемых на сети РЖД. Все они имеют, как уже было сказано, и недостатки, и достоинства. В целом разработки указывают на то, что отечественный рынок локомотивостроения для грузовых перевозок развивается.
Правда, остается открытым вопрос: насколько приведенные в этих документах сведения соответствуют реальным условиям поездной работы и способствуют правильному выбору серии локомотива?

Если старые машины достаточно устойчивы к перегрузкам, то этого нельзя сказать про новые серии: чем умнее локомотив, тем более он чувствителен к нарушениям в режиме работы. Заметим, что на сети приходится сталкиваться и с тем, что локомотивостроители скрывают истинные характеристики своей продукции. Приоткроем завесу тайны – подробнее об этом читайте в № 18 (2019 г.) журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions