+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.11.2022 15:14:36
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Индекс качества: что в сухом остатке?

В III квартале 2022 года по сравнению с предыдущим периодом значение обобщенного Индекса качества уменьшилось на 3 пункта. Какие показатели стали драйверами падения?
Отметим, что сразу 9 из 11 критериев исследования сократили свое значение. Однако больше всего – на 12 пунктов – упал такой важный для грузоотправителя показатель, как «соблюдение сроков доставки, в том числе в сравнении с нормативными».

Большинство из опрошенных пожаловались, что в III квартале практически ни один вагон с грузом не пришел получателю вовремя. Груз еле едет, да еще подолгу стоит в брошенных составах. «Перевозчик подает магистральный локомотив, если только мы сформировали состав стандартной длины. Если недобираем, скажем, три вагона, то состав могут и забрать, но потом он бросается на промежуточной станции и его не торопятся поднимать, поскольку в первую очередь локомотивы подают к составам стандартной длины, – рассказывает представитель металлургического комбината. – В результате мы несем потери, так как груз поступает с просрочкой. На Куйбышевской дороге вагоны простояли, например, 2 месяца. Покупатели отказываются брать запоздало доставленную продукцию. Один раз груз вообще пришлось возвращать. Может, просто не хватает тяги, хотя в ЦФТО уверяют, что локомотивов и локомотивных бригад достаточно. Но от нас грузы не берут. В АС ЭТРАН висит запрет. И мы уже не понимаем, в чем дело».

Приведем еще один пример. «Весь квартал поезда с нашими грузами стояли по 2–3 недели на Юго-Восточной, Южно-Уральской и Свердловской дорогах, – жалуется респондент. – Но я не могу сказать, что именно эти дороги самые тяжелые в плане бросания. Такая плачевная ситуация складывается по сети в целом, не только на восточном направлении».

Если анализировать причины задержек, то они выходят разными. Заторы на Запсибе, например, образуются из-за того, что с Северо-Запада вагоны движутся на восток, где-то открыли много окон, вспомнив под конец лета про ремонт, на каком-то участке не хватило локомотивов, на другом – пропускной способности, на третьем оперативная обстановка сложилась так, что проще было поднять другой брошенный поезд, и т. д. Но результат всегда один: вагон с грузом стоит в брошенных поездах с отцепленным локомотивом и ждет разрешения ситуации.

Критерий «Оперативность согласования заявок (в том числе на перевозку повагонной/групповой отправкой, на разовую перевозку)» уменьшился на 7 пунктов, а «уровень развития транспортной инфраструктуры» – на 5. Даже такой стабильный в оценках критерий, как «сохранность груза», потерял 4 пункта.

Ухудшил свое значение и показатель «наличие вагонов нужного типа в необходимом количестве» – он сократился на 3 пункта (как и критерий «полнота удовлетворения спроса на перевозки»). Супердешевых полувагонов теперь не так много, как было раньше. «Даже после снижения ставок в мае – июне в среднем отправка в технический рейс полувагона сейчас у нас составляет 140 тыс. руб., а чуть меньше года назад – 60 тыс. руб., что для нас было оптимальным уровнем, – говорит респондент. – Иными словами, показатель все равно в 2–3 раза больше. Понятно, что в этом году он должен быть выше, но не настолько же. Поэтому мы брали меньше вагонов, чем могли бы, и везли другими видами транспорта. Один из карьеров полностью перевели на речные отправки».

Свою роль играет и региональный аспект. Так, привел пример один из респондентов, в Карелии или на Юге (в Ростове, Шахтах) полувагоны под щебень найти было сложно, а вот, например, в Перми их было более чем достаточно.

Отправители опасаются, что с учетом длинной логистики и увеличения грузооборота отдельных видов подвижного состава будет не хватать, потому что имеющиеся в наличии будут либо постоянно заняты в перевозке, либо находиться в процессе возврата порожняка. (К этому времени добавится время погрузки, стояния-бросания и т. д.). 

Показатели «подача вагонов под погрузку/выгрузку по графику», «уровень информационных технологий и оперативность передачи бухгалтерской документации» и «стоимость услуг ОАО «РЖД» потеряли по 2 пункта каждый. Кстати, оценивая уровень тарифов ОАО «РЖД», многие респонденты и вовсе поставили 0 баллов. Напомним, общая балльная оценка критерия «стоимость услуг ОАО «РЖД» обрушилась еще по итогам II квартала с 50 до 40 баллов – как реакция на рост тарифа с 1 июня 2022 года.

«В II квартале мы ставили по этому критерию 40 баллов, а сейчас снизим до 20. Причина ясна – абсолютная непредсказуемость ценовой ситуации, – объясняет грузоотправитель. – Повышение тарифов в июне уже сказалось на объемах перевозок самым печальным образом, потому что все, что сравнялось по цене с автомобильными отправками, на них и было немедленно переведено. При этом к концу года мы ждем еще и ежегодной индексации».

Однако, как полагают многие, еще и до этого будет повышение цен. Но не в виде плоского роста по всем грузам и направлениям, а в форме отмены скидок для некоторых сегментов грузов, избранных направлений или групп участников рынка, предполагают респонденты. «Собственно, по углю такая история уже заявлена, – говорит представитель лесного сегмента промышленности. – Конечно, перевозчик пытается обосновать беспрецедентный рост тарифов, рассказывая, что все средства уходят на Восточный полигон, что цены на стройку подскочили в 3–4 раза, что они не выполняют инвестпрограмму, что не хватает рабочих, все эти доводы сводятся к тому, что план-задание надо снизить».

В столь несбалансированных условиях грузовладельцам крайне сложно планировать работу предприятия на перспективу. И если бы вместе с повышением цен хотя бы росло качество услуг, то оно выглядело бы оправданной мерой, но качество, наоборот, снижается, говорят клиенты: работа ведется некачественно, логистика неэффективна, как неэффективны и все движенческие процессы, которые не позволяют при таких высоких ценах обеспечить нормальные перевозки и получить прибыль.

В итоге только два критерия исследования – «техническое состояние вагонов» и «стоимость услуг компаний-операторов» – прибавили по 1 пункту.

На рынке операторских услуг также наблюдается волатильность. Например, в октябре по ставкам на полувагоны под щебень был зафиксирован прирост к сентябрю. Правда, такая же динамика наблюдалась и ранее, в августе-сентябре. Владельцы строительных грузов удивляются: объемы перевозок щебня падают, а ставки при этом растут. В среднем за месяц в течение III квартала цены операторов росли на 5%, итого за весь III квартал рост ставок составил 15%, причем по всем направлениям. Клиентам приходилось выкручиваться за счет крупных компаний, у которых ставки ниже. В последнее время малые операторы все-таки сократили разрыв в ставках по сравнению с крупными – до минимума. Раньше этот ценовой разрыв мог достигать 20–30%, сейчас он на уровне примерно 5%, сообщил один из респондентов. Однако, как опасаются отправители, как только тарифы перевозчика опять будут проиндексированы, то и ставка вырастет.

С учетом текущей ситуации большинство грузовладельцев лишились твердой почвы под ногами. Экспортные поставки усложнены донельзя, да и внутренние проще не стали. О какой полноте удовлетворения спроса на перевозку может идти речь, если ряд предприятий находятся на грани закрытия? В частности, тяжелая ситуация сложилась в лесном секторе Северо-Запада. Крупные производства, сумевшие до начала СВО накопить средства, сейчас держатся за их счет, работают на склад и поставляют товары себе в убыток в период поиска новых рынков сбыта.

Сжалось все и в сегменте автопрома. Спрос на перевозку может, и удовлетворен, но это объясняется лишь крайне низким объемом грузов. Кроме того, в связи с изменением логистических потоков грузы резко сместились на восток, что привело к серьезнейшему увеличению стоимости логистики.

Однако отправителям крайне сложно наладить свою работу без поддержки со стороны перевозчика, который должен наращивать инфраструктуру, улучшать технологии движения и т. д. Пока же бросания составов с грузами и невозможность доставить продукцию вовремя сводят все усилия грузовладельцев практически на нет.

В сегменте нерудных строительных материалов ситуация была не самая плачевная и свои потребности отправители худо-бедно закрывали. Другое дело, что перспективы даже на ближайшее время им абсолютно непонятны.

«Вроде строится федеральная трасса М-12 Москва – Казань – Екатеринбург, но никакой информации по планам на 2023 год мы не знаем, соответственно, невозможно ничего планировать, – делится отправитель. – Многие карьеры остановили сейчас развитие, поскольку не понимают, что будет дальше, будет ли введено военное положение, надо ли ввязываться в новые проекты. Попадут ли под мобилизацию сотрудники, или нет. Все очень нервничают и напряжены».

Напоминаем, что вопросы, связанные с качеством услуг железнодорожного транспорта, будут подробно обсуждаться на XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Мероприятие состоится 7 декабря 2022 в г. Москве в отеле «Золоте кольцо» (Смоленская ул., д. 5) с возможностью онлайн-подключения.

Ежегодно конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» привлекает более 300 участников – руководителей транспортно-логистических, стивидорных, операторских компаний, представителей грузогенерирующих промышленных предприятий, отраслевых ведомств и органов власти, а также экспертов. Столь многочисленная и разнообразная аудитория создает возможность для налаживания полезных связей и живого общения непосредственно на площадке конференции. Кроме того, дискуссии в ходе деловой программы позволяют обсуждать важные для участников рынка перевозок вопросы с представителями регуляторных органов, экспертами и коллегами по отрасли.

Организатором конференции традиционно выступает журнал РЖД-Партнер. Дополнительная информация о мероприятии размещена на специальной странице мероприятия по ссылке. Детали и условия участия можно также уточнить по тел. +7 (812) 418-34-90 и электронной почте conf@rzd-partner.ru.

Краткие версии исследования здесь.

Полная версия выпуска исследования за III квартал 2022 года доступна в личном кабинете.



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions