+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.01.2019 13:15:04
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Эксперты оценили целесообразность ВСМ Москва – Казань

На днях стало известно, что на совещании у вице-премьера Максима Акимова было одобрено строительство первого участка высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань (до Нижнего Новгорода). Теперь предлагается предусмотреть в бюджете на проект 200 млрд руб. и начать процесс обнуления налога на имущество ВСМ.
РЖД-Партнер вновь опросил экспертов, насколько целесообразным они находят строительство ВСМ в таких условиях и насколько реальным видят достижение указанных сроков. Большинство из них сошлись во мнении, что ВСМ в направлении на восток от Московской агломерации улучшит транспортную доступность и состояние транспортной инфраструктуры в целом и в этом направлении в частности, сократит время на транспорт у пассажиров и, главное, будет ими востребована. Но при приемлемой цене билета на поезд и при наличии гарантированного финансирования самого проекта.

Напомним, что, согласно плану развития магистральной инфраструктуры, первый участок ВСМ от Москвы до Нижнего Новгорода может быть введен в эксплуатацию до 2024 года. Кроме того, в АО «Скоростные магистрали» заверили, что объем перевозок по ВСМ к 2040 году составит около 9 млн человек.

Заместитель генерального директора АО «Институт экономики и развития транспорта» Сергей Шарапов напоминает, что в Японии и Китае больше 19 тыс. км ВСМ, а в России ни одного. Точнее, есть только один небольшой участок в 73 км на линии Москва – Санкт-Петербург, где разрешается развивать скорость выше 200 км/ч.

«На мой взгляд, это говорит о том, что мы сегодня значительно отстаем от стран мира в отрасли железнодорожного транспорта по созданию сети. Насколько я знаю, строительство ВСМ – это инициатива РЖД, а не правительства РФ», –  считает он.

С. Шарапов называет проект ВСМ нужным и подчеркивает, что и Россия, и железнодорожный транспорт давно созрели для реализации этого проекта. Главный залог успешной реализации, по его мнению, – четкий механизм финансирования. С технической и технологической стороной вопроса проблем быть не должно, утверждает он, добавляя, что достижение прогнозируемых объемов пассажирских перевозок в 9 млн человек вполне реально.

С оговоркой оперативного согласования всех параметров проекта, при разделении рисков между участниками, решении вопросов финансирования и налогового режима реалистичными планы создания ВСМ называет и эксперт Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода.

Для безубыточности проекта важно понимать, какую стоимость билета и его индексацию для пассажира заложит перевозчик. «Сейчас диапазон цен на поездку в Нижний Новгород на «Стриже»/«Ласточке» составляет 580–2200 руб. в одну сторону. Тогда как стоимость поездки на «Сапсане» начинается от 2500 руб. Кроме того, усиливающуюся конкуренцию с другими видами транспорта нельзя списывать со счетов. Разумеется, налоговые льготы, например на имущество, будут способствовать привлекательности проекта», – отмечает эксперт.

Опыт азиатских стран вспоминает и доктор экономических наук, директор Центра экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова. Она отмечает, что для подобных проектов окупаемость инвестиций не является определяющим фактором эффективности. Главное – это большие положительные косвенные эффекты.

При этом в разговоре о прогнозируемом объеме перевозок она также сравнивает с объемом перевозок высокоскоростными поездами на направлении Москва – Санкт-Петербург, который составляет около 12 млн пассажиров. По ее мнению, необходимо учесть массу факторов, определяющих такой объем перевозок – от культурных до социальных и экономических. «Поэтому представляется несколько завышенным объем перевозок по ВСМ Москва – Казань. В настоящее время (2014–2016 гг.) объем перевозок составляет около 2 млн железнодорожным и воздушным транспортом», – отмечает она.

Сильно зависят от ритмичности финансирования сроки реализации. «Для таких проектов всегда существуют риски нарушения сроков реализации, например, из-за срыва сроков согласования, оформления документов и поставок комплектующих. Так, по данным мировой статистики, в 85% случае нарушаются сроки реализации крупных инвестиционных проектов», – комментирует представитель ВШЭ.

Заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук считает, что при дальнейшем расширении проектов ВСМ в России могут принять участие, наряду с федеральным бюджетом, и бюджеты субъектов РФ. Опять-таки такой опыт есть в Европе и Китае, где ряд последних проектов реализуется с софинансированием местных бюджетов и частных инвесторов.

Одним из ключевых вопросов практической реализации первого проекта отечественного ВСМ может стать вопрос выбора технологического партнера. «Очевидно, что Россия заинтересована в максимальной локализации именно перспективных технологий и дальнейшем их развитии для использования без ограничений, которые обычно накладывают зарубежные компании. За время подготовки проекта в нашей стране накоплены достаточные компетенции, способствующие выбору наиболее эффективного партнера», – говорит В. Савчук.

Вместе с тем вице-президент по транспорту «ОПОРЫ России» Глеб Киндер считает сроки введения в эксплуатацию до 2024 года очень сжатыми. «Полагаю, необходимо подождать принятия решения и определенности со всеми участниками проекта, поскольку от этого будет много зависть, в том числе часть инженерных решений», – утверждает он.

По мнению Г. Киндера, пассажиропоток будет зависеть от конкурентной среды, от того, будут ли отменены или ограничены иные поезда на этом направлении и какое решение будет принято по платной скоростной автодороге Москва – Казань. Целесообразно ее отложить до выхода на проектную мощность ВСМ или отказаться вовсе, говорит он.

Несколько другого мнения придерживается независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. По его подсчетам, перевозчик выйдет в точку безубыточности в 2026 году. Вложения будут рентабельны и для концессионера, операционная рентабельность уйдет в минус лишь в 2025 году, когда только начнется эксплуатация ВСМ. При этом в проект заложен рост расходов на строительство на 10%, а также падение спроса на эксплуатацию инфраструктуры на 30%.

«Озвученные цифры могут оказаться вполне реальными, если не будет сильного падения ВВП и снижения доходов россиян. Магистраль вполне можно построить за озвученный период. Ранее ВТБ уже заявлял о наличии средств на ВСМ. Деньги могут быть выделены участниками «списка Белоусова» – крупными горно-металлургическими и химическими компаниями, часть прибыли которых предлагали направить на исполнение майских указов президента. Плюс строительство ВСМ отвечает долгосрочной программе развития Российских железных дорог до 2025 года, а это значит, что магистраль Москва – Казань – одно из приоритетных направлений развития инфраструктуры, которое будет реализовано в первую очередь», – подытоживает эксперт.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions