Согласно отчету трамваи при перевозке 1,2 млрд пассажиров способны обеспечить выручку максимум в 55,8 млрд руб. Но это – в теории. На практике ни одно транспортное предприятие России не способно собрать оплату за проезд в полном объеме. Снижение выручки происходит в том числе и из-за реализации со скидкой проездных билетов, и из-за льгот, которыми пользуются инвалиды, многодетные и прочие группы граждан. Безбилетники тоже наносят брешь в бюджете автопредприятия. Итого собираемость выручки достигает, при самом лучшем стечении обстоятельств, 65%, до 36,2 млрд руб.
Частично выпадающие доходы транспортных предприятий, конечно, компенсируются бюджетными субсидиями, но и они выплачиваются не в полном объеме, так как ведется «недостаточно качественный учет перевозок пассажиров льготных категорий», сообщается в отчете. Сообщается также об острой нехватке бюджетных средств.
«И, разумеется, потери транспортных предприятий от провоза безбилетных пассажиров не компенсируются никак», – сообщают аналитики Strategy Partners.
Выход – создание специальной долгосрочной программы развития госэлектротранспорта.
Деньги даст или частный бизнес, или участие в госпрограммах
Например, в Петербурге с 2022 года реализуется многолетняя программа за счет привлечения инфраструктурного бюджетного кредита (ИБК) из федерального бюджета, федеральные средства затрачены на покупку в том числе 55 трамваев. В Челябинске по аналогичному кредиту в рамках программы модернизации метротрама до 2026 г. предусмотрено обновление подвижного состава и инфраструктуры существующего трамвайного хозяйства. В 2022 г. закуплено 30 новых 100% низкопольных трамваев 71-628 производства УКВЗ. Новые трамваи поступили в Череповец (8 вагонов), Нижний Тагил (10 вагонов), Магнитогорск (20 вагонов) и Новокузнецк (26 вагонов), новые троллейбусы: в Красноярск (42 машины) и Читу (20 машин).
Частный бизнес также инвестирует в обновление трамваев, первые три концессионных соглашения на поставку трамваев подписаны еще в 2021 г. в Таганроге и Верхней Пышме. В 2022 году подписаны уже восемь соглашений. В пяти городах концессионером выступили дочерние предприятия компании «Мовиста-регионы»: Верхней Пышме, Курске, Липецке, Перми и Ярославле. Концессионные соглашения охватывают модернизацию как подвижного состава, так и инфраструктуры ГЭТ. В отдельных городах запланировано также строительство новых линий.