+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.08.2019 14:35:58
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Порты Латвии ушли в минус

Порты Латвии предоставили отрицательную статистику за полугодие, за исключением Вентспилса, который вырвался вперед благодаря дополнительным объемам угля, перенаправленного из Риги. По итогам 6 месяцев столичный порт впереди, за ним следуют Вентспилс и Лиепая. Лидером региона вновь стал литовский порт Клайпеда с грузооборотом 23,58 млн т (+6,4%).
Согласно данным Министерства сообщений Латвии, за январь – июнь 2019 года все три порта страны перевалили 32,37 млн т грузов (-0,2%), в том числе насыпных было 18,49 млн т (+5%), наливных – 7,19 млн т (-11,2%), генеральных – 6,68 млн т (-0,5%). К минусовым показателям в крупных портах вновь приводит продолжающееся сокращение перевалки нефтепродуктовых российских и белорусских грузов, российского зерна и минеральных удобрений.

В Риге отрицательная динамика вызвана падением объемов на 10,9% некогда грузообразующей базы – нефтепродуктов, отчасти зерна, удобрений, угля. Не первый месяц порт отдает свои объемы угля Вентспилсу в связи с переносом мощностей из центра столицы на другую сторону Даугавы, на остров Криеву. В итоге угля меньше на 25%. Сократилась также перевалка минеральных удобрений, накатных грузов, металлов. Вентспилс показал плюсовую динамику за счет угля, роста обработки зерна и минеральных удобрений. Лиепая просела в связи понижением объемов антрацитового угля, контейнеров и накатных грузов.

В Риге все больше насыпных

Рига является латвийским лидером с грузооборотом 16,15 млн т (-8,3%). За 6 месяцев в порту перевалили 10 млн т (-11,6%) насыпных грузов, наливных – 1,9 млн т (-10,9%), генеральных – 4,18 млн т (+2,2%).

В сегменте насыпных наибольшие минусы в обработке угля – 5,18 млн т (-25,5%), зерна – 835,4 тыс. т (-21,7%), минеральных удобрений – 798 тыс. т (-2,7%). Однако стало больше щепы (+15%, до 523,1 тыс. т). По данным источника РЖД-Партнера в одном из латвийских портов, под щепу подчас вполне может маркироваться древесина и ее производные. И поэтому, полагает специалист, прирост щепы за полугодие отмечается и в Латвии (+22%), и в Риге (+15%), и в Лиепае (+63%).

В секторе наливных в Рижском порту проседание на 10,9%, до 1,9 млн т, сокращение по сравнению с данными прошлого полугодия составило 233 тыс. т. В том числе нефтепродуктов в столице обработали меньше на 10%, до 1,18 млн т. В этом нет неожиданности – латвийские и российские эксперты неоднократно с 2014 года заявляли о диверсификации российских нефтепродуктов в российские порты.

Генеральных грузов в отчетном периоде обработали больше на 2,2%, до 4,18 млн т. Отмечен рост в обработке грузов в контейнерах на 2%, до 2,43 млн т, контейнеров – на 5,6%, до 238,236 тыс. TEU, лесоматериалов – на 5,1%, до 1,31 млн т.

Вырвался вперед, но, может, случайно

Вентспилсский глубоководный порт за полугодие нарастил объемы, в отличие от своих соседей, на 15,4%, до 11,53 млн т. На плюсовую динамику оказали влияние дополнительные объемы угля из Рижского порта, в котором угольщики сейчас завершают перенос своей деятельности на остров Криеву, на новые насыпные терминалы. В итоге в Вентспилсе рост на 111,4%, до 3,83 млн т, против 1,81 млн в прошлом году.

Солидный плюс также в перевалке зерна через терминал Ventspils Grain Terminals – больше на 126,3%, до 229 тыс. т. В Латвии в этом году отмечается высокий урожай зерновых, что в перспективе добавит портам Вентспилса и Лиепаи работы. А пока сезон в разгаре и через терминалы готовы экспортировать и российский, и латвийский груз. В то же время в Лиепайском порту, чья специализация именно зерновые, проседание в перевалке злаковых за 6 месяцев составило 23,9%, до 1,3 млн т против 1,7 млн в прошлом году.

Грузооборот наливных сократился на 12,1%, до 5,03 млн т, в том числе нефтепродуктов – на 12,6%, до 4,68 млн т. Как отметили в порту, минус связан с тем, что нефтеналив сокращается всюду по стране.

Лиепая теряет зерно

Итоги Леипайского порта за январь – июнь 2019 года показывают уменьшение оборота на 5,5%, до 3,65 млн т. Насыпных перевалили 2,82 млн т (-3,9%), наливных – 245 тыс.т (+4,5%), генеральных – 584,9 тыс. т (-15,9%). Как было отмечено выше, в порту фиксируется падение зерновых, оно составило 400 тыс. т. Хотя в порту по этому поводу тревогу не бьют. И отмечают прирост объемов антрацитового угля на 36,8%, удобрений – на 16%, щепы – на 63%.

Сезонность и политика отражены в итогах

По мнению Андриса Малдупса, директора департамента транзитной политики Министерства сообщений Латвии, итоги полугодия в целом ожидаемы и практически соответствуют параметрам прошлого года. Глобального понижения нет, хотя тенденции в некоторых секторах очевидно негативные. Перевалка нефтепродуктов в портах сократилась почти на 1 млн т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Динамика тут уже стабильно негативная. Эксперт полагает, что падение и впредь продолжится. Также допускается, что некоторые минусовые позиции, отраженные в полугодовых данных портов Латвии, частично связаны с сезонными перепадами.

А вот в сегменте генеральных грузов прогнозируется рост. Так, в Рижском порту планируют наращивать перевалку контейнеров и грузов в них. Недавно заместитель управляющего Рижским свободным портом Мартыньш Зиеманис отметил: «… Программой развития порта, принятой в прошлом году, установлена амбициозная цель – в течение 10 лет увеличить объем контейнерных перевозок до 1 млн перегруженных ДФЭ-единиц (TEU) в год. Растущий из года в год оборот контейнеров позволяет верить в достижимость этой цели. Уже в первой половине этого года достигнут новый рекорд оборота контейнеров – перегружено 238,2 тыс. ДФЭ-единиц, что на 5,6% больше, чем в прошлом году».

I полугодие миновало, и на основании полученных данных можно уже предполагать, что и впредь динамика сохранится отрицательной. Вполне возможно, что к концу года кое-где большие перепады данных выровняются (по зерну, углю), но в целом за счет сокращения российских транзитных потоков нефтепродуктов отчетные цифры в Латвии меняться не будут. Политика и экономический фон также оказывают негативное влияние на статистику. И со снижением объемов транзита здесь готовы считаться.

И в подтверждение прогнозов – только что полученные данные по итогам работы портов Латвии за 7 месяцев этого года. Минусовая динамика сохраняется, уменьшение грузооборота трех портов составляет 1,8%, до 37,29 млн т. Сокращение объемов идет по всей номенклатуре, даже по углю, кроме перевалки контейнеров.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions