У операторов морских терминалов создан задел мощности: на причалах они способны переработать 1150 млн т. Грузооборот морских портов России за январь – ноябрь 2019-го увеличился на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 766,8 млн т, а фактически перевалка грузов по итогам 2019-го прогнозируется на уровне 850 млн т, что в 2 раза превышает соответствующие показатели морских портов Советского Союза и в 4 раза – морских портов России в составе СССР.
Тем не менее развитие портовой инфраструктуры продолжается, и к 2030 году производственные мощности вырастут до 1300 млн т. Данные показатели наглядно свидетельствуют, что портовая отрасль находится в постоянном развитии и готова обеспечить возрастающий спрос на наши услуги.
Если рассматривать транспортную услугу применительно к основному объему внешнеторговых и транзитных грузов, следующих через морские порты, то необходимо отметить ее комплексный характер. Также необходимо отметить, что оказание данной услуги невозможно без осуществления функций по соответствующему государственному портовому контролю и контролю государственных органов в пункте пропуска.
В свою очередь, мы, транспортники (прежде всего – портовики и железнодорожники), вместе должны обеспечить четкое взаимодействие, что позволит минимизировать непроизводительные затраты грузовладельцев и улучшить условия для повышения конкурентоспособности экспортируемых товаров и сервисов по обслуживанию транзита через территорию РФ.
Вероятно, именно это – стремление грузовладельцев обеспечить дополнительные конкурентные преимущества при экспорте товаров – в определенной степени и послужило поводом и логичным обоснованием появления в начале 2000 гг. на базе крупных экспортеров нефти и нефтепродуктов, минеральных удобрений, угля, природного газа соответствующих транспортных подразделений, объединяющих промышленный железнодорожный транспорт, операторов железнодорожного подвижного состава, операторов морских терминалов, буксирных, а в некоторых случаях и судоходных компаний.
Концентрация в одних руках ресурсов логистики для обслуживания экспорта из РФ облегчает возможности для формирования совместно с ОАО «РЖД» сквозных транспортных продуктов и решений.
Аналогичное объединение транспортных активов происходит и по одному из перспективных грузопотоков (грузов в контейнерах). В настоящее время объем перевалки грузов в контейнерах составляет более 55 млн т, а по итогам 2019 года ожидается на уровне более 60 млн т. Таким образом, этот сегмент рынка выходит на 4-е место по объемам перевалки после нефти, нефтепродуктов и угля.
Вполне вероятно объединение активов по зерновым грузам.
Также хотелось бы заострить внимание на том, что на транспортников возложены непростые задачи. Они определены в Стратегии развития отрасли до 2024 года и Комплексном плане развития магистральной инфраструктуры. Это определяет направления, по которым всем транспортникам необходимо объединить усилия.
Прежде всего, это возможно сделать на основе внедрения сквозных цифровых технологий при перевозках грузов, к которым примыкают проекты и в сфере госуправления и осуществления государственного контроля.
Соответственно, еще одно направление для взаимодействия участников лежит на стыке взаимодействия с контролирующими органами, которые должны работать по принципу одного окна. Это обеспечит дополнительный импульс для развития внешнеэкономической деятельности в РФ, что, в свою очередь, является основой для формирования дополнительных объемов грузопотоков.
Крайне важно укреплять взаимодействие в сфере расширения магистральной инфраструктуры, предусматривающей развитие МТК Запад – Восток, Север – Юг и Европа – Западный Китай. Здесь необходим комплексный подход, в том числе за счет согласованного решения по увеличению пропускной способности железной дороги и мощностей российских морских портов. Это обеспечит выполнение целевых показателей, в первую очередь это касается сокращения транзитного времени перевозки контейнеров с Дальнего Востока до западной границы РФ. Напомним, на сети РЖД предложен транспортный продукт «Транссиб за 7суток», а объем транзитa намечено увеличить в 4 раза.
Считаю необходимым отметить, что портовики, со своей стороны, готовы к взаимному, эффективному сотрудничеству и со смежниками, и с государственными контролирующим органами. Полагаем, что в таком подходе скрыты значительные резервы по развитию российской транспортной системы и в конечном итоге – рынка транспортных услуг.
Автор: Серик Жусупов, исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.