+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.02.2015 17:37:30
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Поправки в ФЗ «О морских портах в РФ» гармонизируют взаимодействие между смежными видами транспорта – АСОП

Подготовленные поправки в ФЗ «О морских портах в РФ» являются шагом вперед на пути к гармонизации деятельности железнодорожного перевозчика и операторов морских терминалов, говорится в заявлении Ассоциация морских торговых портов (АСОП), предоставленном ИА РЖД-Партнер.ру.

По мнению представителей АСОП, пока данные изменения не вполне отвечают требованию создания паритета сторон и в этом смысле еще требуют тонкой настройки.

Значение морских портов для развития экономики страны чрезвычайно велико, указывается в заявлении. Современный морской порт – это крупный транспортный узел, который связывает различные виды транспорта: морской, речной, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и др. Портовая деятельность является стратегическим аспектом развития экономики государства и одним из ключевых звеньев функционирования транспортной системы. Значительна роль портов в обеспечении транспортной независимости, обороноспособности, внешней торговли, а также перевозок грузов, развития и использования транзитного потенциала России.

Напомним, в 2007 году в целях отражения особенностей взаимодействия смежных видов транспорта в ФЗ «О морских портах в Российской Федерации» была включена норма, согласно которой порядок взаимодействия, права и обязанности операторов морских терминалов и железнодперевозчика железнодорожного транспорта при оказании услуг по перевалке грузов в морском порту определяются узловыми соглашениями.

Принятие указанной нормы породило споры между операторами морских терминалов и перевозчиком железнодорожного транспорта ввиду того, что последний настаивает на урегулировании специальных условий по организации перевозок грузов в договорах на подачу и уборку вагонов, эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта.

Для достижения компромисса Минтрансом России подготовлен проект федерального закона, в соответствии с которым в статью 27 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации» и статью 57 Устава железнодорожного транспорта вносятся изменения, устанавливающие необходимость заключения между железнодорожным перевозчиком и оператором морского терминала специального договора, учитывающего особенности их взаимодействия. Этот договор и заменит узловое соглашение. При этом в нем должны быть отражены права и обязанности обеих сторон – равноправных участников перевозочного процесса. Именно поэтому ответственность за нарушение обязательств должна быть «зеркальной» и учитывать объективные обстоятельства, влияющие на их надлежащее исполнение перевозчиком и операторами морских терминалов. Примерная форма типового договора будет утверждена Минтрансом России. Данные поправки в законодательство были согласованы ОАО «РЖД» и АСОП.
Для разработки основных положений типового договора по инициативе Минтранса России из представителей операторов морских терминалов и ОАО «РЖД была создана специальная рабочая группа.

Структурно типовой договор будет состоять из следующих разделов:

– Термины и определения;
– Порядок планирования и осуществления завоза/вывоза грузов;
– Права и обязанности сторон;
– Порядок подачи и уборки вагонов;
– Места и нормы обработки вагонов;
– Организация грузовой и коммерческой работы;
– Порядок расчетов между сторонами;
– Ответственность сторон.

Сменно-суточное планирование предлагается взять за основу при осуществлении сторонами своих обязанностей по типовому договору.

Для этого сторонами определяются среднесуточные плановые нормы выгрузки и погрузки, не выполнение которых является основанием для привлечения сторон к ответственности.

Ежедневно на основании взаимного обмена информацией между сторонами типовым договором предлагается составлять и подписывать сменно-суточный план, в котором определяются количество подаваемых вагонов с разбивкой по роду груза, места погрузки/выгрузки, время подачи и т. д.

Кроме этого в типовом договоре могут предусматриваться случаи, при которых оператор морского терминала несет ответственность за простой вагонов на путях общего пользования, а перевозчик за не обеспечение перевозок грузов в согласованном объеме.

Вводя ответственность операторов морских терминалов за простой вагонов на путях общего пользования, поправки не предусматривают сбалансированные процедуры взаимного контроля: порт всегда «прозрачен» для железной дороги, в то время как неподачу вагонов в порт по согласованному графику железная дорога может списать на причины в порту, тогда как на деле это будет обусловлено проблемами управления движением на сети, отмечает АСОП.

В случае решения этой и некоторых иных задач усиления паритетного характера законопроекта в соответствии с принципами, установленными ст. 799 ГК РФ, его принятие положительно скажется на всех участниках перевозочного процесса, и будет стимулировать развитие партнерских отношений между ними.

Наша справка:

По состоянию на 1 января 2014 г. перегрузочная способность терминалов в морских портах оценивается в 876 млн т, в том числе для наливных грузов – 498,5 млн т и сухогрузов – 377,6 млн т. Протяженность причального фронта составляет около 139 км или 846 причала.

В соответствии со Стратегией развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года мощности перегрузочных комплексов, с учетом развития инфраструктуры смежных видов транспорта, составят более 1,5 млрд т, а объем перевалки возрастет до 1–1,2 млрд т.

По данным реестра морских портов в России деятельность по перевалке грузов осуществляется в 67 морских портах. В 2014 г. операторами морских терминалов было перегружено более 622 млн т грузов, в том числе 291 млн т сухогрузов и 331 млн т наливных. Рост грузооборота составил 4,9 %. Объем грузов, прибывших в морские порты железнодорожным транспортом, увеличился почти на 10 % и составил 270 млн т.

Существенно увеличилась и выгрузка вагонов в морских портах, которая составляет более 10 тыс. вагонов в среднем в сутки.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions