• Ставка на полувагон
    1138
    1.7 %
    руб./сут.
    сентябрь 2021
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 72.56 0 EUR ЦБ РФ 85.46 0
    BTC 43830.57 usd BTC 3219355.37 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.08.2021 15:05:20
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Туристический кластер на месте порта Санкт-Петербурга хорош на бумаге, нужны расчеты

Президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин рассказал РЖД-Партнеру, что окончательное решение о будущем Большого порта Санкт-Петербург может быть принято уже на этой неделе, при самом оптимистичном сценарии. Или через месяц, что тоже объяснимо. Необъяснимо в этой ситуации лишь одно: окончательное решение о целесообразности проекта межведомственная рабочая группа под руководством замминистра транспорта России должна была огласить к 1 августа, это явствует из протокола от 10 июня. Но решения нет и 4 августа. На запрос РЖД-Партнера в пресс-службе Минтранса до сих пор не ответили.
Туристический кластер на месте порта Санкт-Петербурга хорош на бумаге, нужны расчеты
– Павел Анатольевич, на Ваш взгляд, почему межведомственная рабочая группа так и не огласила свое решение о будущем Большого порта Санкт-Петербург?

 – В моем понимании перед этой рабочей группой поставлена очень сложная задача – ей необходимо соблюсти и правильно увязать интересы противоположных сторон. Среди них – интересы самого Петербурга и Ленобласти. Понятно, что бюджет Петербурга, согласившись на перенос портовых мощностей, теряет значительную доходную налоговую базу. И здесь нужно считать.

С другой стороны, участникам межведомственной рабочей группы необходимо соблюсти интересы инвесторов. Есть инвесторы, которые уже вложили средства в развитие Большого порта Санкт-Петербург, а есть и те, кто хотел бы инвестировать в порт в Ленобласти. И здесь опять же нужно считать.

Свое лобби в этой группе есть как у сторонников переноса портовых мощностей, так и у противников. А рабочая группа по итогу должна выдать системообразующее решение для крупнейшей агломерации в России – Санкт-Петербурга и Ленобласти. И как я понимаю, ответ не будет найден до тех пор, пока не будет достигнуто единство противоположностей. Если я правильно понимаю, к сегодняшнему дню еще не все болевые точки обсуждены.

 – Как долго, на Ваш взгляд, будут продолжаться споры?

 – Еще неделю или две. Причем это самый оптимистический сценарий. Но учитывая лоббизм, которые в этой группе существует, решение может быть отодвинуто еще на месяц.

А какое решение, на Ваш взгляд, оптимальное?

 – Если мы говорим о Санкт-Петербурге как о культурном центре России, как об исторической столице, то, естественно, грузовую составляющую необходимо выносить из городской части. Подчеркну, я говорю не только о портовых мощностях, но и о железной дороге – вывести из города и Ленинград-Сортировочный-Московский, и Ленинград-Сортировочный Балтийский. Из города также необходимо вынести все склады. Такую работу уже ведут в Москве.

И мы все, конечно, понимаем – всю грузовую базу за один день и одномоментно невозможно вынести. Это процесс долгий. Но также надо понимать, что решение о переносе грузовой составляющей значительно снижает нагрузку на транспортную инфраструктуру города. Если Петербург откажется от грузовой составляющей, то у него появится возможность развития туристской рекреации, туристического кластера.

Но это хорошо звучит и выглядит на бумаге. На самом деле, чтобы принять решение, на самом деле правильное и устраивающее все стороны, нужны экономические расчеты.

 – За какой срок возможно реализовать проект по переносу портовых мощностей?

 – Надо сразу договориться: отсчет будем вести с момента принятия окончательного решения. То есть как только будет поставлена окончательная точка в споре, то, при условии согласования переноса, на это уйдет не менее 5 лет.

 – И как будет в этот период осуществляться перевалка грузов в эти 5 лет?

 – Здесь есть два варианта. Первый – в порту Ленобласти строят терминалы, а пока идут строительные работы, грузы переваливает Большой порт. Как только терминал построили – перенесли портовые мощности. То есть перенос осуществляется по терминалам.

Но могут поступить по-другому. Большой порт Санкт-Петербург работает в привычном режиме до тех пор, пока не будет расширен и полностью готов к принятию все портовых мощностей порт в Ленобласти. И уже потом, в течение полугода, идут переключения, то есть одномоментно переносят мощности из одного порта в другой.

Хотя не могу исключить и третий вариант: все переезжают из одного порта в другой уже завтра. Могут сделать и так. Сейчас, при таком лобби, защиты от дураков нет.

 – Мы не говорили о грузовладельцах. Им будет выгодно направлять грузы в Ленобласть, а не в Петербург?

 – Если мы говорим о грузовладельцах, то им все равно, куда и через какой порт переваливать свои грузы – это может быть как Большой порт Санкт-Петербург, так и порты Ленобласти. И даже порты Мурманска – если по уровню транспортных расходов, которые грузовладелец несет в целом, он получит экономию.

Если завтра порт Лавна откроется и он создаст условия, превосходящие условия Большого порта Санкт-Петербург, то грузовладельцы направят груз в Лавну. И, поверьте, никто не будет рассуждать, что путь у них увеличится на тысячу километров.

Если же выгодные условия для грузовладельцев создаст новый порт в Ленобласти – это необязательно ценовые, могут быть по уровню качества оказания услуг или же преимущества будут в скорости или в цифровизации, – то клиент может согласиться на и на него. Сегодня клиент не тяготеет к определенному месту, он озабочен минимизацией своих расходов.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 1998-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions