+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.08.2021 15:05:20
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Туристический кластер на месте порта Санкт-Петербурга хорош на бумаге, нужны расчеты

Президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин рассказал РЖД-Партнеру, что окончательное решение о будущем Большого порта Санкт-Петербург может быть принято уже на этой неделе, при самом оптимистичном сценарии. Или через месяц, что тоже объяснимо. Необъяснимо в этой ситуации лишь одно: окончательное решение о целесообразности проекта межведомственная рабочая группа под руководством замминистра транспорта России должна была огласить к 1 августа, это явствует из протокола от 10 июня. Но решения нет и 4 августа. На запрос РЖД-Партнера в пресс-службе Минтранса до сих пор не ответили.
Туристический кластер на месте порта Санкт-Петербурга хорош на бумаге, нужны расчеты
– Павел Анатольевич, на Ваш взгляд, почему межведомственная рабочая группа так и не огласила свое решение о будущем Большого порта Санкт-Петербург?

 – В моем понимании перед этой рабочей группой поставлена очень сложная задача – ей необходимо соблюсти и правильно увязать интересы противоположных сторон. Среди них – интересы самого Петербурга и Ленобласти. Понятно, что бюджет Петербурга, согласившись на перенос портовых мощностей, теряет значительную доходную налоговую базу. И здесь нужно считать.

С другой стороны, участникам межведомственной рабочей группы необходимо соблюсти интересы инвесторов. Есть инвесторы, которые уже вложили средства в развитие Большого порта Санкт-Петербург, а есть и те, кто хотел бы инвестировать в порт в Ленобласти. И здесь опять же нужно считать.

Свое лобби в этой группе есть как у сторонников переноса портовых мощностей, так и у противников. А рабочая группа по итогу должна выдать системообразующее решение для крупнейшей агломерации в России – Санкт-Петербурга и Ленобласти. И как я понимаю, ответ не будет найден до тех пор, пока не будет достигнуто единство противоположностей. Если я правильно понимаю, к сегодняшнему дню еще не все болевые точки обсуждены.

 – Как долго, на Ваш взгляд, будут продолжаться споры?

 – Еще неделю или две. Причем это самый оптимистический сценарий. Но учитывая лоббизм, которые в этой группе существует, решение может быть отодвинуто еще на месяц.

А какое решение, на Ваш взгляд, оптимальное?

 – Если мы говорим о Санкт-Петербурге как о культурном центре России, как об исторической столице, то, естественно, грузовую составляющую необходимо выносить из городской части. Подчеркну, я говорю не только о портовых мощностях, но и о железной дороге – вывести из города и Ленинград-Сортировочный-Московский, и Ленинград-Сортировочный Балтийский. Из города также необходимо вынести все склады. Такую работу уже ведут в Москве.

И мы все, конечно, понимаем – всю грузовую базу за один день и одномоментно невозможно вынести. Это процесс долгий. Но также надо понимать, что решение о переносе грузовой составляющей значительно снижает нагрузку на транспортную инфраструктуру города. Если Петербург откажется от грузовой составляющей, то у него появится возможность развития туристской рекреации, туристического кластера.

Но это хорошо звучит и выглядит на бумаге. На самом деле, чтобы принять решение, на самом деле правильное и устраивающее все стороны, нужны экономические расчеты.

 – За какой срок возможно реализовать проект по переносу портовых мощностей?

 – Надо сразу договориться: отсчет будем вести с момента принятия окончательного решения. То есть как только будет поставлена окончательная точка в споре, то, при условии согласования переноса, на это уйдет не менее 5 лет.

 – И как будет в этот период осуществляться перевалка грузов в эти 5 лет?

 – Здесь есть два варианта. Первый – в порту Ленобласти строят терминалы, а пока идут строительные работы, грузы переваливает Большой порт. Как только терминал построили – перенесли портовые мощности. То есть перенос осуществляется по терминалам.

Но могут поступить по-другому. Большой порт Санкт-Петербург работает в привычном режиме до тех пор, пока не будет расширен и полностью готов к принятию все портовых мощностей порт в Ленобласти. И уже потом, в течение полугода, идут переключения, то есть одномоментно переносят мощности из одного порта в другой.

Хотя не могу исключить и третий вариант: все переезжают из одного порта в другой уже завтра. Могут сделать и так. Сейчас, при таком лобби, защиты от дураков нет.

 – Мы не говорили о грузовладельцах. Им будет выгодно направлять грузы в Ленобласть, а не в Петербург?

 – Если мы говорим о грузовладельцах, то им все равно, куда и через какой порт переваливать свои грузы – это может быть как Большой порт Санкт-Петербург, так и порты Ленобласти. И даже порты Мурманска – если по уровню транспортных расходов, которые грузовладелец несет в целом, он получит экономию.

Если завтра порт Лавна откроется и он создаст условия, превосходящие условия Большого порта Санкт-Петербург, то грузовладельцы направят груз в Лавну. И, поверьте, никто не будет рассуждать, что путь у них увеличится на тысячу километров.

Если же выгодные условия для грузовладельцев создаст новый порт в Ленобласти – это необязательно ценовые, могут быть по уровню качества оказания услуг или же преимущества будут в скорости или в цифровизации, – то клиент может согласиться на и на него. Сегодня клиент не тяготеет к определенному месту, он озабочен минимизацией своих расходов.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions