• Ставка на полувагон
    1800
    12,5 %
    руб./сут.
    Ноябрь 2022
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 67.78 -1.24 EUR ЦБ РФ 72.79 -1.35
    BTC 18874.03 usd BTC 1277771.83 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.11.2022 11:18:01
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Порты Балтики необходимо переориентировать, но не на восток

Будущее портов российской Балтики туманно, закрытие европейских стран и уход крупных международных операторов по индустрии не просто ударили, а почти разрушили. Однако, по мнению Михаила Пимоненко, доцента департамента логистики и управления цепями поставок НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, ставить крест на портах Петербурга, Ленобласти и Калининграда пока рано.
Порты Балтики необходимо переориентировать, но не на восток
– Михаил, несколько последних лет эксперты разного уровня спорят о жилищной застройке территории Большого порта Санкт Петербург. Может, наконец пришло время, ведь грузооборот упал…

– Вопрос жилищной застройки портов достаточно непростой. Это может выглядеть привлекательно с точки зрения расположения потенциальных жилищных массивов на карте, но даже если бы сложилась ситуация, при которой портовые мощности гарантированно не были бы востребованы, не факт, что для строителей эти участки были бы интересны с точки зрения потенциальной застройки.

– Тогда, быть может, портовые мощности – я имею в виду склады и дороги на территории порта – могут использоваться, например, для перецепки и перевалки груза, который доставляют в Россию европейские авиаперевозчики?

– Да, теоретически можно. Но на практике они будут менее конкурентны по сравнению с тыловыми терминалами и складами, которые расположены в Петербурге и также не загружены. Более реалистичной представляется переориентация портов на неконтейнерные грузы.

Из-за ухода крупных международных контейнерных перевозчиков на Северо-Западе по ряду грузопотоков (удобрения, химия, пиломатериалы, фанера, бумага, металлы) наблюдается процесс деконтейнеризации. Та номенклатура, которая традиционно шла на экспорт в контейнерах, начала отправляться судовыми партиями. Этот объем, разумеется, не может заместить ушедшие контейнерные грузопотоки, но представляет собой новый грузопоток для портов, который может частично компенсировать отсутствие контейнеров.

– Портам российской Балтики необходимо тоже включиться в процесс разворота на восток?

– Разворот на восток, похоже, уже достиг своего предела. Порты Дальнего Востока, в отличие от портов Северо-Запада, уже полностью загружены, они быстро восстановились после ухода глобальных контейнерных перевозчиков. Но несмотря на то, что порты ДВ могли бы обрабатывать больше, существенно возросшая нагрузка на железную дорогу вряд ли позволит им серьезно увеличивать грузопоток. Качественные изменения в пропускной способности портов Дальнего Востока возможны только после соответствующего увеличения пропускной способности железной дороги, что потребует как минимум нескольких лет работы. По этой же причине прямые железнодорожные перевозки не имеют возможности забрать на себя те грузы, которые не могут проехать через порты Дальнего Востока. Терминалы Новороссийска также загружены. Соответственно Северо-Запад остается единственным в стране бассейном, имеющим резерв мощностей. Спрос на импорт в западном и экспорт в восточном направлениях при этом сохраняется и Северо-Запад остается единственным возможным решением для контейнеров. Постепенно начали появляться первые игроки локального масштаба, которые запускают прямые судозаходы из Китая/Индии на Санкт-Петербург. Объем пока невелик, но тенденция есть и Петербургу пока точно рано прощаться с контейнерными грузами.

Беседовала Алена Алешина

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Перевозки зерна и удобрений
    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
  • Перевозки скоропортящихся грузов
    Несколько лет назад на сети РЖД изменились правила перевозок скоропорта. Тем не менее, по данным экспертов, каждый второй скоропортящийся груз по-прежнему везется с нарушениями температурного режима. То, как исправить эту ситуацию и нужен ли для этого новый закон «О непрерывной холодильной цепи», а также в каком состоянии сегодня находится парк для перевозок скоропорта и холодильные мощности в портах, обсуждали участники семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного редакцией журнала «РЖД-Партнер». Подробности - в нашем специальном проекте.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions