+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.08.2021 09:35:09
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

К порту будущего сделан лишь первый шаг

Создать порт будущего – задача непростая. О наиболее прогрессивных решениях, применяемых в портах мира, и сложностях, с которыми связан процесс модернизации, рассказал директор по развитию Hardfor Михаил Голосов.
К порту будущего сделан лишь первый шаг
– Михаил, каким будет порт будущего?

 – Расскажу на примере. В мае 2020 года в порту Сямынь (Китай) был проведен эксперимент по автоматизированной выгрузке. Операция начиналась с момента швартовки судна с грузом до момента доставки этого груза в место перегрузки для дальнейшей отправки по земле. То есть после того, как судно пришвартовалось, автоматически управляемый кран без крановщика снял груз с палубы, перегрузил его на платформу, которая также управлялась автономно без оператора или водителя. Последняя, в свою очередь, доставила груз в место перегрузки на транспортное средство для дальнейшей отправки.

Примерно такой видится работа порта в будущем. Искусственная интеллектуальная система порта обменивается данными с прибывающими и убывающими судами, прогнозирует операции, передает задания на оборудование порта (краны, погрузчики, передвижные платформы и т. д.), выстраивает определенную последовательность работы этого оборудования, которое, в свою очередь, эту работу согласованно выполняет.

Однако в Сямыне была проведена лишь разовая операция применительно к конкретной грузовой партии, за ходом которой следило множество специалистов, которые бы вручную включились в этот процесс, если бы что-то пошло не так. Множество факторов пока не способствуют тому, чтобы порт как единая структура был полностью автоматизирован и работал так в течение длительного временного интервала.

Но если рассматривать наиболее перспективные технологии, то можно, наверное, отметить программы автоматического учета, трекинга и оповещения, которые сегодня внедряются в тех или иных портах по всему миру.

 – Для каких задач в развитии портов применяют облачные технологии и IoT?

 – Различные порты по всему миру внедряют сегодня в свое делопроизводство программное обеспечение, улучшающее коммуникацию между узлами. В пример можно привести порт Гамбург в Германии. Начиная с 2017 года в порту работает облачная платформа, решающая комплекс задач.
Основные задачи, которые сегодня требуют автоматизации, это: оповещение судов о судозаходе; назначение того или иного причала под соответствующее судно; оповещение тальманов и крановщиков о погрузочно-разгрузочных работах; оповещение водителей, которые забирают грузы из порта или наоборот привозят их в порт; мониторинг дорожной ситуации (пробок) на подъездах к порту для прогнозирования времени ввоза/вывоза; возможность делать букинг или осуществлять бронирование транспорта для ввоза/вывоза; улучшение коммуникации с таможенными службами.
Весь перечень задач, конечно же, длиннее, и на комплексную автоматизацию влияет ряд факторов, которые, к сожалению, множественные и их невозможно решить в одночасье.

 – Какие препятствия тормозят цифровизацию портов?

 – Во-первых, это закрытость самих портов, особенно применительно к нашей стране. Несмотря на все эксперименты по внедрению новых технологий, в портах существуют свои регламенты, правила, секретность. Потому что по сути международные порты – это пограничные зоны.
То же самое касается таможенного декларирования в портах. Данные о выпуске той или иной таможенной декларации могут быть доступны только участникам ВЭД или таможенным представителям, выпускающим конкретную декларацию, и в общий доступ эта информация может поступать с очень большими оговорками ввиду конфиденциальности.

Но несмотря на это некоторые отечественные порты проявляют интерес к внедрению новых программ. И это на удивление не самые популярные порты на основных направлениях грузопотока, а порты на новых развивающихся направлениях (например, порты Астраханской области, операторы коридора Север – Юг).
Кроме внутренних бюрократических моментов, полной автоматизации мешают также и другие факторы. Например, природные. Просто так сообщить о швартовке, если освобождается тот или иной причал, нельзя, если в регионе порта объявлено штормовое предупреждение. В этом случае портовые программы должны быть интегрированы с метеорологическими сервисами.

И, конечно, все планы относительно цифровизации портовых и других инфраструктур сбила пандемия и ее последствия. В связи с карантинными мерами, нехваткой порожней тары, перегрузкой портов, нехваткой фидерных судов и многого другого что-либо планировать и автоматизировать сейчас практически невозможно. Некоторые грузы застревают в портах трансшипмента на несколько месяцев, тогда как в планах линий и экспедиторов это время может составлять неделю с небольшим. Суда, прибывающие в порт назначения, могут стоять на рейде, ожидая свободного места на причале, сутками, а некоторые и вовсе ждут извещения в портах отправки, не осуществляя судовыходов.

– Какие технологии, события, решения за последние 5 лет можно назвать ключевыми для цифровизации портов?

 – Одним из главных событий в части автоматизации портов является вышеописанный эксперимент с китайским портом Сямынь. Здесь была продемонстрирована полностью автономная работа не только программ, но и оборудования, хоть и в рамках работы с одной грузовой партией.

Также интересный контракт заключила в конце 2018 года компания Volvo. В соответствии с условиями контракта компания должна была обеспечивать перевозку беспилотными грузовиками сыпучих грузов из карьера до порта (маршрут длиной 3 мили).

Если учитывать попытки глобальной интеграции систем в портовую инфраструктуру, то можно опять же привести в пример порт Гамбург. Также в этом отношении неплохо развивается порт Антверпен в Бельгии. Насколько мне известно, они с 2018 года тестируют платформу, отображающую грузопотоки в порту с привязкой к грузовым единицам, с соответствующей регистрацией участников процесса с целью их уведомления о прохождении тех или иных этапов.

Также внедряются и развиваются функции портов на площадках морского трекинга. Выбрав тот или иной порт, можно за определенный период времени посмотреть количество судозаходов, а также увидеть планируемое время прибытия или убытия тех или иных судов.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions