+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.08.2019 14:35:58
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Порты Латвии ушли в минус

Порты Латвии предоставили отрицательную статистику за полугодие, за исключением Вентспилса, который вырвался вперед благодаря дополнительным объемам угля, перенаправленного из Риги. По итогам 6 месяцев столичный порт впереди, за ним следуют Вентспилс и Лиепая. Лидером региона вновь стал литовский порт Клайпеда с грузооборотом 23,58 млн т (+6,4%).
Согласно данным Министерства сообщений Латвии, за январь – июнь 2019 года все три порта страны перевалили 32,37 млн т грузов (-0,2%), в том числе насыпных было 18,49 млн т (+5%), наливных – 7,19 млн т (-11,2%), генеральных – 6,68 млн т (-0,5%). К минусовым показателям в крупных портах вновь приводит продолжающееся сокращение перевалки нефтепродуктовых российских и белорусских грузов, российского зерна и минеральных удобрений.

В Риге отрицательная динамика вызвана падением объемов на 10,9% некогда грузообразующей базы – нефтепродуктов, отчасти зерна, удобрений, угля. Не первый месяц порт отдает свои объемы угля Вентспилсу в связи с переносом мощностей из центра столицы на другую сторону Даугавы, на остров Криеву. В итоге угля меньше на 25%. Сократилась также перевалка минеральных удобрений, накатных грузов, металлов. Вентспилс показал плюсовую динамику за счет угля, роста обработки зерна и минеральных удобрений. Лиепая просела в связи понижением объемов антрацитового угля, контейнеров и накатных грузов.

В Риге все больше насыпных

Рига является латвийским лидером с грузооборотом 16,15 млн т (-8,3%). За 6 месяцев в порту перевалили 10 млн т (-11,6%) насыпных грузов, наливных – 1,9 млн т (-10,9%), генеральных – 4,18 млн т (+2,2%).

В сегменте насыпных наибольшие минусы в обработке угля – 5,18 млн т (-25,5%), зерна – 835,4 тыс. т (-21,7%), минеральных удобрений – 798 тыс. т (-2,7%). Однако стало больше щепы (+15%, до 523,1 тыс. т). По данным источника РЖД-Партнера в одном из латвийских портов, под щепу подчас вполне может маркироваться древесина и ее производные. И поэтому, полагает специалист, прирост щепы за полугодие отмечается и в Латвии (+22%), и в Риге (+15%), и в Лиепае (+63%).

В секторе наливных в Рижском порту проседание на 10,9%, до 1,9 млн т, сокращение по сравнению с данными прошлого полугодия составило 233 тыс. т. В том числе нефтепродуктов в столице обработали меньше на 10%, до 1,18 млн т. В этом нет неожиданности – латвийские и российские эксперты неоднократно с 2014 года заявляли о диверсификации российских нефтепродуктов в российские порты.

Генеральных грузов в отчетном периоде обработали больше на 2,2%, до 4,18 млн т. Отмечен рост в обработке грузов в контейнерах на 2%, до 2,43 млн т, контейнеров – на 5,6%, до 238,236 тыс. TEU, лесоматериалов – на 5,1%, до 1,31 млн т.

Вырвался вперед, но, может, случайно

Вентспилсский глубоководный порт за полугодие нарастил объемы, в отличие от своих соседей, на 15,4%, до 11,53 млн т. На плюсовую динамику оказали влияние дополнительные объемы угля из Рижского порта, в котором угольщики сейчас завершают перенос своей деятельности на остров Криеву, на новые насыпные терминалы. В итоге в Вентспилсе рост на 111,4%, до 3,83 млн т, против 1,81 млн в прошлом году.

Солидный плюс также в перевалке зерна через терминал Ventspils Grain Terminals – больше на 126,3%, до 229 тыс. т. В Латвии в этом году отмечается высокий урожай зерновых, что в перспективе добавит портам Вентспилса и Лиепаи работы. А пока сезон в разгаре и через терминалы готовы экспортировать и российский, и латвийский груз. В то же время в Лиепайском порту, чья специализация именно зерновые, проседание в перевалке злаковых за 6 месяцев составило 23,9%, до 1,3 млн т против 1,7 млн в прошлом году.

Грузооборот наливных сократился на 12,1%, до 5,03 млн т, в том числе нефтепродуктов – на 12,6%, до 4,68 млн т. Как отметили в порту, минус связан с тем, что нефтеналив сокращается всюду по стране.

Лиепая теряет зерно

Итоги Леипайского порта за январь – июнь 2019 года показывают уменьшение оборота на 5,5%, до 3,65 млн т. Насыпных перевалили 2,82 млн т (-3,9%), наливных – 245 тыс.т (+4,5%), генеральных – 584,9 тыс. т (-15,9%). Как было отмечено выше, в порту фиксируется падение зерновых, оно составило 400 тыс. т. Хотя в порту по этому поводу тревогу не бьют. И отмечают прирост объемов антрацитового угля на 36,8%, удобрений – на 16%, щепы – на 63%.

Сезонность и политика отражены в итогах

По мнению Андриса Малдупса, директора департамента транзитной политики Министерства сообщений Латвии, итоги полугодия в целом ожидаемы и практически соответствуют параметрам прошлого года. Глобального понижения нет, хотя тенденции в некоторых секторах очевидно негативные. Перевалка нефтепродуктов в портах сократилась почти на 1 млн т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Динамика тут уже стабильно негативная. Эксперт полагает, что падение и впредь продолжится. Также допускается, что некоторые минусовые позиции, отраженные в полугодовых данных портов Латвии, частично связаны с сезонными перепадами.

А вот в сегменте генеральных грузов прогнозируется рост. Так, в Рижском порту планируют наращивать перевалку контейнеров и грузов в них. Недавно заместитель управляющего Рижским свободным портом Мартыньш Зиеманис отметил: «… Программой развития порта, принятой в прошлом году, установлена амбициозная цель – в течение 10 лет увеличить объем контейнерных перевозок до 1 млн перегруженных ДФЭ-единиц (TEU) в год. Растущий из года в год оборот контейнеров позволяет верить в достижимость этой цели. Уже в первой половине этого года достигнут новый рекорд оборота контейнеров – перегружено 238,2 тыс. ДФЭ-единиц, что на 5,6% больше, чем в прошлом году».

I полугодие миновало, и на основании полученных данных можно уже предполагать, что и впредь динамика сохранится отрицательной. Вполне возможно, что к концу года кое-где большие перепады данных выровняются (по зерну, углю), но в целом за счет сокращения российских транзитных потоков нефтепродуктов отчетные цифры в Латвии меняться не будут. Политика и экономический фон также оказывают негативное влияние на статистику. И со снижением объемов транзита здесь готовы считаться.

И в подтверждение прогнозов – только что полученные данные по итогам работы портов Латвии за 7 месяцев этого года. Минусовая динамика сохраняется, уменьшение грузооборота трех портов составляет 1,8%, до 37,29 млн т. Сокращение объемов идет по всей номенклатуре, даже по углю, кроме перевалки контейнеров.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


Самое читаемое


Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions