+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Зацементированная сеть и сдержанный оптимизм

Зацементированная сеть и сдержанный оптимизм
Рынок перевозок цемента в начале 2024 года продемонстрировал сдержанный оптимизм. А какие перспективы ожидает данный сегмент в дальнейшем – на эту тему и состоялся наш разговор с директором по закупкам и логистике АО «Цемрос» Денисом Назаровым.

Перспективы на текущий год

– Денис Юрьевич, как начался 2024 год для цементной отрасли? На что нацеливает заводы зима?

– Начало текущего года демонстрирует для цементников сдержанный оптимизм: потребление цемента в первые два месяца, по нашей оценке, превысит аналогичный период прошлого года на 6,7%. При этом погрузка цемента в январе выросла всего на 1,2%, а за два месяца – на 2,2%. Причины разрыва в показателях – увеличение системных проблем в железно­дорожной отрасли, которые поставщики и потребители вынуждены традиционно решать, прибегая к услугам автотранспорта. В частности, из-за сложной ситуации с движением на ГЖД за январь – февраль 2024 года погрузка цемента на магистрали сократилась на 32% к аналогичному периоду прошлого года. Также традиционно сложной оказалась ситуация с доставкой по железной дороге потребителям в Сибири. Пришлось столкнуться с ограничениями пропускной способности Восточного полигона, а также на ЮВЖД и СКЖД.

– То, что в декабре 2023 года погрузка цемента на РЖД была в минусе, а сейчас вышла все-таки в плюс, – не видите ли Вы в этом своего рода позитивный сигнал рынку?

– Вряд ли это сигнал. Причина заключается в сравнении в 2024 году с низкой базой 2023 года. Напомним, что в январе – феврале 2023-го был достаточно резкий спад потребления к предыдущему году: в январе – на 8,3%, а в феврале – на 8,4%.

– Каковы же тогда ожидания на строительный сезон 2024 года в отношении потребления цемента?

– На это влияют разнонаправленные факторы.

С одной стороны, государством реализуется задача по сохранению достигнутых в 2023 году рекордных темпов строительства жилья, запланированы и реализуются масштабные инфраструктурные проекты.

А с другой – в пользу сокращения потребления играют ужесточение условий и сокращение объемов льготной ипотеки, замедление темпов кредитования и инвестиционной активности промышленных предприятий в связи с высокой ключевой ставкой ЦБ РФ. Таким образом, рост объемов потребления в 2024 году не гарантирован.

При этом АО «Цемрос» ориентируется все-таки на рост рынка и готовится обеспечить поставки в необходимых объемах, для чего были существенно увеличены производственные мощности. Кроме того, в I полугодии текущего года возобновит свою работу после длительного перерыва и консервации Ульяновский цементный завод, который входит в нашу компанию.

– Хватает ли предприятиям отрасли в теплый сезон цементовозов, или они в дефиците?

– На протяжении последних трех лет парк цементовозов и других видов хопперов, задействованных в перевозках цемента навалом, стабильно растет. В 2020–2023 гг. построено 2344 новых цементовоза при списании 928 ед. (с истекшим сроком службы). И парк увеличился на 1416 ед.

Сейчас по сети РЖД курсируют 23,9 тыс. цементовозов со средним возрастом 13,4 года. Другие виды хопперов, задействуемых в перевозках цемента, также демонстрируют рост: парк минераловозов за указанный период вырос на 15,6% (до 38,4 тыс. ед.), а парк зерно­возов – на 24,7% (до 64,6 тыс. ед.).

Казалось бы, такая ситуация должна надежно гарантировать стабильное обеспечение потребителей подвижным составом. Однако нынешний объем накопленных проблем и сис­тематическое замедление оборота вагонов на сети съедают эффект от увеличения парка. Из-за инфраструктурных ограничений и неоптимальной организации движения на РЖД дополнительные вагоны стоят на участковых и сортировочных станциях в отставленных поездах или на подъездных путях потребителей из-за их неприема перевозчиком, зачастую необоснованного.

В связи с этим все без исключений цементные заводы и потребители при рекордном объеме парка на сети в летний период испытывают и технологический дефицит, и нехватку вагонов. Решение в данной ситуации – расшивка узких мест на сети, модернизация и строительство новой инфраструктуры, внедрение эффективных технологий движения вагонов, повышение прозрачности и внедрение современных информационных решений в отрасли. Правда, при этом требуется развитие и путей необщего пользования. Кроме прочего, для обеспечения растущих потребностей стройкомплекса в 2024 году только для нужд предприятий «Цемрос» планируется построить около 700 новых вагонов с общим объемом инвестиций свыше 4 млрд руб. К сожалению, столь значительные вложения вносят существенный вклад в рост затрат производителей: с учетом указанных факторов величина роста затрат на доставку цемента железнодорожным транспортом в зависимости от региона поставки и вида подвижного состава составит за год от 11 до 23%.

Импортозамещение, господдержка и рост расходов

– Как развивается импортозамещение в цементной отрасли? Удалось ли заместить импортные добавки в цементные смеси для придания им требуемых потребителям свойств? Вопрос приобретает актуальность в связи со строительством Дуссе-Алиньского тоннеля, который строят по новым стандартам. Сообщалось, что тоннель будет полностью гидроизолирован…

– Цементная отрасль не является критически зависимой от импорта – все виды сырья, материалов, большая часть оборудования для выпус­ка цемента производится в России. Разумеется, есть большое количество оборудования, поставляемого из дружественных стран, главным образом из Китая – механическое оборудование, грузоподъемная, карьерная и автотранс­портная техника.

Однако радует, что доля отечественного оборудования, в том числе сложного и технологичного, растет во всех категориях ресурсов, используемых компанией. Для замещения оборудования из недружественных стран, повышения надежности работы технологического оборудования в компании был сформирован и эффективно работает собственный Инженерный центр. В частности, его силами в 2023 году были подготовлены чертежи и подобраны аналоги более чем 2,9 тыс. позиций используемого технологического оборудования.

Что касается спецдобавок, то здесь вопросы относятся к строительной химии, к поставкам современных химических модификаторов для бетонов, сухих строительных смесей, тампонажных и других изделий и продукции на основе цемента. Можно сказать, что проблемы импортозамещения технологических и специальных добавок, применяемых в производстве портландцементов, были решены в короткие сроки, поскольку многие отечественные производители последние 5–10 лет старались конкурировать с крупнейшими мировыми игроками, совершенствуя свою продуктовую линейку.

За последние два года российские производители цемента, включая нашу компанию, определили круг надежных отечественных производителей, способных предлагать современные решения для различных задач, стоящих перед цементной индустрией.

– Насколько государство поддерживает цементную отрасль? Требуется ли такая поддержка в 2024 году? В чем она должна выражаться?

– За последние годы мы отмечаем включение представителей как федерального правительства, так и региональных властей в решение проблем строительной отрасли. Улучшилось качество диалога представителей бизнеса и власти.

И все же могли бы быть приняты дополнительные точечные меры поддержки, которые пошли бы на пользу отрасли. Например, Минпромторгом РФ запущена и работает хорошая программа субсидирования экспортерам промышленной продукции затрат на ее транспортировку. Программу целесообразно совершенствовать – ведь из-за ограниченного объема финансирования программы «Цемрос» смог получить в 2023 году чуть более 1,5% от заявленного объема поддержки. Указанная помощь помогла бы отечественным цементникам запустить дополнительные мощности и поставлять большее количество своей продукции на зарубежные рынки. Кроме того, ситуации с повышением надежности и сдерживанием темпов роста затрат на доставку цемента могли бы поспособствовать принятию решения о пересмотре приоритетности перевозок цемента. Сейчас, напомним, он находится в 7-й группе, а по факту является важнейшим сырьем для реализации проектов федерального значения (включая обеспечение нужд гособоронзаказа). Со стороны ОАО «РЖД» могли бы быть введены понижающие коэффициенты к действующим тарифам для сглаживания сезонности и обеспечения равномерной загрузки транспортной инфраструктуры. Это позволило бы увеличить объемы перевозок строительных материалов в низкий сезон, стимулировало бы подрядные организации создавать запасы для использования в период активной реализации проектов.

– В прошлом году застройщики говорили, что цементные заводы в сезон не успевают за спросом. А как будет в 2024 году? Удалось ли выработать решения, позволяющие смягчить неравномерность потребления цемента в течение года? Может, следует строить дополнительные склады и накапливать запасы там? Есть такие проекты?

– Спрос прошлого года, действительно, был нетипичным – спад первых месяцев 2023-го сменился резким ростом спроса, в отдельных регионах объем потребления в пределах одного года вырос в 7–11 раз! Спрос II квартала 2023 года оказался сюрпризом как для региональных властей, с которыми мы пытались сформировать модели долгосрочного прогнозирования, так и для транспортной инфраструктуры (в первую очередь, железнодорожной), а также и для самих потребителей, некоторые из которых оказались не готовы переварить объемы крупнейших государственных заказчиков.

Мы убеждены, что решить вопрос сезонности потребления может только комплексный подход. Во-первых, это совершенствование технологий строительства. В Советском Союзе разница потребления и производства цемента зимой и летом не превышала 1,4 раза, сейчас же она трехкратная. Во-вторых, есть сложности с управлением движением на сети РЖД. Это действительно диктует необходимость увеличения обрабатываемых получателями групп и внедрения технических маршрутов. Для этого клиентам потребуется модернизация инфраструктуры на выгрузке и расширение складских мощностей. По нашим оценкам, реальный рост сроков доставки на ряде полигонов вырос более чем в 2 раза по сравнению с периодом, предшествующим пандемии и СВО. В-третьих, необходимо развитие крупных транспортно-складских терминалов, способных эффективно и технологично обрабатывать маршруты со строительными материалами, формировать сезонные запасы в крупных центрах потребления.

– И последний вопрос: как будут себя вести цены на цемент в 2024 году?

– К сожалению, рост тарифов монополий (газ, электроэнергия, услуги РЖД), а также прямые логистические издержки (затраты на приобретение и обслуживание грузовых автомобилей в течение двух последних лет выросли более чем на 200%, с вагонами – схожая динамика), необходимость повышения зарплаты, высокая кредитная нагрузка бизнеса в связи с резким ростом ключевой ставки ЦБ РФ – все перечисленное приводит к необходимости корректировки цены на готовую продукцию. Расходы предприятий увеличивает и пресловутая сезонность перевозок, и нерациональное использование подвижного состава. Все это отразится на конечной цене цемента.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions