+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Тяговый момент качественного сервиса

Тяговый момент качественного сервиса
В рамках программы по повышению надежности локомотивов АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) продолжается планомерное совершенствование конструкции их основного оборудования, в том числе с учетом отзывов локомотивных бригад и сервисных локомотивных депо. Кроме того, ТМХ и ГК «ЛокоТех» вносят улучшения и в организацию сервиса от завода-изготовителя.

Что хочет заказчик

По данным Дирекции тяги ОАО «РЖД», обновление парка перевозчика предполагает тесное взаимо­действие с отечественными локомотивостроителями по улучшению технических параметров подвижного состава. Заказчик стремится приобрести новые локомотивы с учетом климатических особенностей и грузо­напряженности на тех полигонах сети, где они должны эксплуатироваться, а также получить высокий уровень сервиса. В том числе в рамках контракта жизненного цикла.

Это подразумевает, что поставщик будет нести ответственность, то есть обеспечивать все виды ремонта на всех этапах обслуживания локомотивов на протяжении всего срока их эксплуатации. Одно из преимуществ подобной системы договорных отношений – устранение выявленных при эксплуатации конструктивных недостатков локомотива непосредственно производителем. Причем независимо от срока, прошедшего с начала эксплуатации локомотива. Речь также идет о возможности улучшения показателей локомотива при модернизации тяги.

Как развивается в этом направлении партнерство с локомотивостроителями? По оценкам экспертов, оно достаточно плодотворно. Заводы инвестируют солидные средства в модернизацию цехов, внедряют инновации. В результате надежность техники повышается, а отказов становится меньше. И работа в этом направлении продолжается. Пример демонстрирует Брянский машиностроительный завод (БМЗ, входит в состав ТМХ). С 2014 года предприятие выпускает магистральные тепловозы 2ТЭ25КМ, надежность которых в последнее время повысилась.

Сегодня на железных дорогах эксплуатируется более 600 локомотивов указанной серии. Стоит особо отметить, что машины предназначены для работы в тяжелых климатических условиях на участках со сложным профилем пути. Тепловоз 2ТЭ25К2М рассчитан на ведение состава массой до 6400 т. Локомотивы этой серии работают не только в России, но и в Монголии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении.

Недавно БМЗ направил в адрес ведущих промышленных предприятий Казахстана два магистральных тепловоза 2ТЭ25КМ. Контракт на поставку, заключенный в 2022 году, предусматривает, что один из них будет работать на АО «Качары руда» (предприятие расположено в Костанайской области Казахстана и специализируется на добыче железной руды открытым способом), а второй 2ТЭ25КМ поступил в адрес АО «Шубарколь комир» (производитель энергетического угля). Причем в парке последнего уже имеется локомотив данного типа.

Как обратили внимание специалисты в Казахстане, локомотивы, изготовленные на БМЗ, отвечают самым строгим требованиям заказчика. Кроме того, высокую оценку получило качество комплектующих нового локомотива. Конструкция локомотивов отличается доступностью основных узлов, благодаря чему снижаются издержки на ремонт и обслуживание. А машинисты отметили еще и комфорт, который обеспечен для локомотивной бригады.

Что предлагает завод

В последние годы надежность локомотивов серии 2ТЭ25КМ повысилась, что неудивительно – по ним с участием ООО «ТМХ Инжиниринг» разработаны 43 дорожные карты для сервисных компаний и локомотивостроительных заводов, целью которых является исключение конструкционных и производственных отказов оборудования. Реализация мероприятий в рамках этих проектов позволила снизить количество таких отказов у тепловозов указанной серии на 35% в 2021 году и на 60% – в 2022-м.

Позитивные результаты получены благодаря модернизации тяговых электродвигателей и тяговых агрегатов. Усовершенствована конструкция экипажной части. Реализован ряд технических решений, позволивших предупредить образование неисправности колесных пар. Составлены рекомендации эксплуатирующей организации по переводу системы вентиляции локомотива на работу в режиме зима/лето. Проведено обуче­ние локомотивных бригад.

Прямой сервис от производителя

Очередной этап преобразований для ТМХ связан с созданием прямого сервиса от производителя.

В текущем году на предприятиях группы «ЛокоТех» стартовал проект по организации сервисных центров по контрактам жизненного цикла в ключевых депо совместно с заводами-производителями. На первом этапе проект реализуется на двух площадках – в сервисных локомотивных депо (СЛД) Амурское и Волхов.

Выбор СЛД Амурское во многом обусловлен тем, что именно сюда в последние годы поступали новые локомотивы для БАМа. В частнос­ти, использование машин серии 2ТЭ25КМ позволило в 2022 году в 1,6 раза увеличить размеры движения тяжеловесных поездов на неэлектрифицированных участках БАМа. Именно для того, чтобы обеспечить максимально высокий уровень обслуживания новых локомотивов, здесь и был создан сервисный центр по контрактам жизненного цикла.

«Все наши специалисты сначала прошли обучение, а затем стажировку и аттестацию на площадке завода-производителя. Затем мы подготовили инфраструктуру, оснастили ремонтные позиции самым современным оборудованием и пересмотрели систему снабжения производства запчастями и комплектующими. Также мы организовали на данной площадке гарантийный центр БМЗ и обеспечили производству оперативную поддержку заводских специалистов», – рассказал руководитель направления внедрения грузовых магистральных тепловозов АО «ТМХ-Локомотивы» Виталий Бокарев.

Второй пилотной площадкой по организации заводского сервиса стало СЛД Волхов – под управлением Новочеркасского электровозострои­тельного завода (НЭВЗ). Центра сопровождения сервиса в указанном месте ранее не было, поскольку здесь собраны машины разных серий. Есть новые (например, электровозы 3ЭС4К), но имеются и старые, такие как ВЛ10 и ВЛ15. Они будут обслуживаться, понятно, вне программы, связанной с контрактами жизненного цикла.

Держателем контракта по ним остается «ЛокоТех-Сервис», и в новых реалиях уже ЛТС, в свою очередь, будет нанимать НЭВЗ для выполнения работ по этим машинам. А вот сервис для локомотивов последних лет постройки перейдет напрямую к производителю. Таким образом, появится возможность внесения в их конструкцию изменений для повышения надежности в зависимости от результатов эксплуатации на железнодорожной сети. Другими словами, планируется реализовать сразу два разных подхода к организации заводской системы обслуживания (частичный и полный сервис), а затем оценить, какая система будет работать лучше.

Пилотный проект по созданию сервисных центров по контрактам жизненного цикла стартовал в августе 2022 года. В июле персонал уже был подготовлен и аттестован.

А вся техническая документация приведена в соответствие с требованиями руководств по эксплуатации локомотивов. В дальнейшем проект будет тиражирован. Этапы перехода на новую систему сервиса предстоит уточнить. Всего в ближайшей перспективе планируется создать 18 сервисных центров по контрактам жизненного цикла. Иными словами, проект охватит все ключевые СЛД на сети РЖД.

Локомотив на перспективу

Другим направлением работы для повышения надежности эксплуатируемого парка стал ремонт, при котором выполняется фактическая модернизация машин. Пример такого сотрудничества с перевозчиком накоплен на БМЗ: получены впечатляющие результаты по локомотивам 2ТЭ25А.

На базе СЛД, как известно, действуют гарантийные центры заводов-изготовителей, обеспечивающие поддержание запаса оригинальных запасных частей и материалов. Там же предусмотрено обеспечение конструкторского сопровождения новых серий локомотивов специалистами «ТМХ Инжиниринг».

Скажем, в СЛД Тында расположен гарантийный склад БМЗ. И представители завода используют данную площадку для участия в ремонте локомотивов 2ТЭ25А. В итоге удалось договориться о доработке машины, в том числе на основе опыта ее эксп­луатации на БАМе.

В дальнейшем реализовать эти и другие инициативы ТМХ поможет развитие цифровых технологий.

В частности, изучается возможность обеспечения стабильной работы парка по системе контракта жизненного цикла с использованием функций смарт-контрактов.

В целом накопленный опыт парт­нерства между основным заказчиком локомотивов – ОАО «РЖД» – и заводами-изготовителями призван способствовать поиску все новых решений для повышения качества исполнения тягового подвижного состава на сети.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions