+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва

Выпуск № 18 (478) сентябрь 2022

№ 18 (478) сентябрь 2022

Внимание!

Просматривать полное содержание статей могут только пользователи, подписавшиеся на электронную версию журнала.

Вход в личный кабинет Регистрация Подписаться

РЖД-Партнер

Море волнуется... на востоке и юге

Море волнуется... на востоке и юге
Перевалка грузов в российских морских портах за 8 месяцев текущего года свидетельствует о том, что российские экспортеры стали приспосабливаться к работе в новых условиях. И они бы это сделали лучше, если бы не возникали сложности с сухопутной инфраструктурой на подходах к морским терминалам.
Array
(
    [ID] => 399601
    [~ID] => 399601
    [IBLOCK_ID] => 25
    [~IBLOCK_ID] => 25
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 2591
    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 2591
    [NAME] => Море волнуется... на востоке и юге
    [~NAME] => Море волнуется... на востоке и юге
    [ACTIVE_FROM_X] => 2022-09-23 14:22:29
    [~ACTIVE_FROM_X] => 2022-09-23 14:22:29
    [ACTIVE_FROM] => 23.09.2022 14:22:29
    [~ACTIVE_FROM] => 23.09.2022 14:22:29
    [TIMESTAMP_X] => 26.09.2022 15:16:19
    [~TIMESTAMP_X] => 26.09.2022 15:16:19
    [DETAIL_PAGE_URL] => /publications/rzd-partner/-18-478-sentyabr-2022/more-volnuetsya-na-vostoke-i-yuge/
    [~DETAIL_PAGE_URL] => /publications/rzd-partner/-18-478-sentyabr-2022/more-volnuetsya-na-vostoke-i-yuge/
    [LIST_PAGE_URL] => /info/index.php?ID=25
    [~LIST_PAGE_URL] => /info/index.php?ID=25
    [DETAIL_TEXT] => 

Как провожают пароходы... и куда

Морские грузопотоки, стекающиеся в отечественные морские порты, видны на карте, где отражено движение флота согласно сигналам спутниковой системы позиционирования АИС. Наибольшая активность судоходства – в водах, омывающих дальневосточное побережье. Таким образом, акценты смещены в сторону стивидоров Владивостокского транспортного узла, для которого центром притяжения стал Китай и государства АТР.

«В новых экономических реалиях важно быть гибким», – отметила коммерческий директор АО «ВМТП» Елена Казарина в ходе международного форума «ВЭД. Окно в Азию». В целом морские порты Владивосток, Восточный и Ванино с трудом удержали за собой объемы перевалки. Однако Находка ушла в минус – в том числе потому, что в направлении ее причалов на РЖД неоднократно объявляли конвенции.

На маршрутах сосредоточены в основном балкеры, что указывает на характер перевозимых номенклатур: уголь, зерно, металлы. Соответственно благодаря экспорту обработка сухих грузов выросла на 1,4%, до 101,7 млн т. Меньше, чем обычно, танкеров и нефтегрузов. Их перевалка сократилась до 49,3 млн т (-0,8%).

Преимущественно снизилась прокачка нефти. В полтора раза сократили ее терминалы Де-Кастри. Ведь добыча сырья по проекту «Сахалин-1» летом была почти остановлена, поскольку его оператор – компания Exxon Neftegas Ltd – решил соблюдать санкционный режим. «Есть трудности, но мы считаем, что будет найдено какое-то решение», – сообщил министр энергетики РФ Николай Шульгинов в рамках ВЭФ-2022. В итоге показатель за 8 месяцев улучшили прежде всего терминалы Пригородного – специализированного комплекса по перевалке СПГ.

В небольшом количестве в Восточном бассейне присутствовали и контейнеровозы. Причем их активность в августе повысилась пропорционально притоку импорта из Китая.

В целом в Дальневосточном бассейне за 8 месяцев перевалка увеличилась до 151 млн т, на 0,7% к аналогичному периоду прошлого года.

Другая весьма оживленная акватория – в зоне Черноморского побережья РФ. Российские терминалы связаны прежде всего с Турцией, откуда судопотоки ветвятся в Китай или (частично) следуют реверсом в Южную Европу. На этом пути балкеры с углем заходят и в морские порты стран Африки. Два ключевых российских морских терминала (Новороссийск и Тамань) – в хорошем плюсе благодаря притоку сухих грузов. Информация по грузопотокам через них закрыта Росморречфлотом. Не дают ее и в АСОП. Но, по оценкам участников рынка, Тамань, например, прибавила в оборотах на четверть. И можно утверждать, что именно указанные два порта обеспечили суммарный рост перевалки на морских терминалах АЧБ на уровне 75,1 млн т (+0,3%).

Правда, в последнее время видна также и активизация танкерных перевозок. В целом на Черном море в плане бункеровки и доставки на экспорт нефтепродуктов – позитив. Однако морские порты Азовского бассейна потянули сводные данные по АЧБ вниз. И наливных грузов за 8 месяцев текущего года там обработано 94,8 млн т, что на 0,2% меньше, чем за аналогичный период 2021-го.

А суммарно российские морские порты АЧБ всего лишь вышли на планку прошлого года (169,9 млн т, 0%). Тем не менее в перспективе здесь ожидают рост. В том числе, по данным агентства Statista, за счет увеличения экспорта российского угля в Индию и африканские страны.

На юге мил нам берег турецкий

Особо стоит отметить Новороссийск: в нынешней ситуации он оказался ключевым для перевалки контейнеров. И вот почему. До 2018 года к его причалам вел лишь единственный прямой сервис глобальных морских операторов, на котором был оставлен флот вместимостью 4–5 тыс. TEU. Все остальные мировые игроки перешли на крупные контейнеровозы (10–14 тыс. TEU), которые не могли швартоваться в Новороссийске. Такие большие суда завершали сервис Азия – Средиземное море, как правило, в Стамбуле или Пирее. Лишь после 2018 года в НУТЭП обустроили глубоководный причал, который мог принять судно вместимостью не более 10 тыс. TEU. Ввиду малых объемов перевалки это особой погоды не сделало (средняя судовая партия погрузки в Новороссийске обычно не превышала 1 тыс. TEU, что для крупного контейнеровоза было на грани рентабельности).

Таким образом, Новороссийск всегда был фидерным. Ранее данное обстоятельство служило тормозом для наращивания перевалки контейнеров, ведь фидерная добавка значительно удорожала морскую составляющую. Однако сейчас это плюс (даже несмотря на традиционно высокие ставки стивидоров). Особенно если учесть, что фидерный бизнес расширился благодаря подключению к контейнерным сервисам целого ряда других портов (Мерсин, Александрия). Подобная конфигурация бизнеса позволяет отправлять на экспорт столько контейнеров, сколько удается привлечь судовладельцам.

Схема отправки получается рабочая, но не очень удобная: отправку груженого вагона на РЖД не разрешат, пока не будет подтверждена возможность отправки морем. После этого необходимо как можно быстрее доставить груз в порт, чтобы не нарваться на демередж. Причем если судно опоздает, то его владелец сошлется на форс-мажор, а груз превратится в склад на колесах. В ОАО «РЖД» этим крайне недовольны, но сейчас приходится терпеть.

На Балтике у российских берегов флота меньше, чем прежде. В целом в этом бассейне обработка грузов снизилась до 163,5 млн т (-1,3%). По акватории перемещаются преимущественно танкеры. По прокачке нефти здесь в плюсе. В АИС видны и балкеры. Традиционные номенклатуры навалом и в биг-бегах следуют на экспорт, хотя балкерные объемы и оказались в зоне риска. Основное сокращение – за счет контейнеровозов. Оборот контейнеров в Санкт-Петербурге значительный. Из-за этого и объем перевалки сухих грузов попал в отрицательную зону (-18,2%, 63,8 млн т).

Тем не менее в августе отправители начали постепенно замещать европейское направление отправками в другие регионы мира. Например, уголь после запретов в некоторых странах ЕС и Великобритании удалось переформатировать в Марокко, Индию и Турцию. «Ранее эти направления не являлись стратегическими, но сейчас логистика изменилась», – сообщил директор СУЭК по логистике Денис Рахимжанов.

Заметим, что альтернативой этому балтийскому порту стали отправки угля из Тамани и Мурманска. В целом для угольщиков дальность отправок за рубеж увеличилась с 3 тыс. км (такой она была в среднем в страны ЕС) до 15 тыс. км (на маршрутах через Турцию). При этом стоимость морского фрахта на 1 т угля выросла в 9 раз.

Перспективы Балтийского бассейна эксперты оценивают по-разному. Одни говорят о рисках ухудшения ситуации. Но есть и оптимистичные прогнозы. И самый радужный из них – в правительстве Ленобласти, где полагают, что морские порты по итогам 2022 года сохранят объем перевалки на уровне, близком к прошлогоднему (173,6 млн т, -1,9% к 2021 г.), а новый виток роста ожидают с 2025-го благодаря притоку прежде всего сухих грузов, отчасти – нефти, но основная ставка сделана на СПГ – под его перевалку в Кингисеппском районе строится газовый комплекс с отводом на морской терминал.

В компании «Портэнерго» (Усть-Луга) запланировано увеличение мощностей по перевалке СПГ. В Усть-Луге также продолжат свои проекты развития компании «Ультрамар» и «ЕвроХим», хотя на данный момент экспорт минудобрений из РФ сократился. В проекте – создание зернового терминала ГК «Содружество», но это дальняя перспектива, поскольку возможные риски кризиса продовольствия в мире оказались сильно преувеличенными и пока что цены на зерно снижаются. Правда, сложно ожидать и в Санкт-Петербурге, и в Усть-Луге восстановления потоков контейнеров, поскольку на Балтике сложно найти контейнеровозы, добавил директор НП «Северо-Западный информационно-аналитический центр транспортной логистики» Михаил Пимоненко.

Картина маслом: кто пишет правила для логистики

Данная картина дает представление о новой логистике в общем виде. Она имеет явный акцент на страны АТР. А все остальные направления подпитывают те грузопотоки, которые экспортерам не удалось вывезти через Восточный полигон.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, в августе текущего года можно было говорить об интегральной стабилизации грузоперевалки, на что, кстати, обратил внимание президент РФ Владимир Путин в рамках ВЭФ-2022. Это значит, что в России, как бы то ни было, перестроили логистику.

Во-вторых, все-таки следует признать: в целом стабильность работы российских морских портов обес­печили не столько РЖД, сколько трубопроводная система. Именно прокачка нефтегрузов и СПГ по трубе привела к итоговому росту прокачки наливных грузов через отечественные терминалы – до 292,4 млн т (+4,9%). Между тем перевалка сухих грузов сократилась до 260,9 млн т, что практически на столько же меньше (-4,9%). А ведь они отправляются в российские морские порты, как правило, по РЖД.

Напомним, что в Китае ковидные ограничения поставили барьеры в основном на пути импорта в РФ, ввозу сырья через российские морские порты все 8 месяцев текущего года был включен зеленый свет. Причем свободные мощности у наших дальневосточных стивидоров имелись. Они могли бы пропустить больше, скажем, угля (на 6–8%), были резервы и в части отправок на экспорт минудобрений, зерна, пиломатериалов, но все это не пропустила в достаточном объеме инфраструктура.

В-третьих, железнодорожный перевозчик из-за ограничений на Восточном полигоне фактически побудил клиентов к использованию кружных схем из-за ограничений в зоне ДФО, отметили участники рынка. Под таким углом зрения для экспортеров сейчас стала иметь значение уже не столько цена сквозного маршрута доставки, сколько сама возможность открытия окна в морском порту для выхода на зарубежные рынки. [~DETAIL_TEXT] =>

Как провожают пароходы... и куда

Морские грузопотоки, стекающиеся в отечественные морские порты, видны на карте, где отражено движение флота согласно сигналам спутниковой системы позиционирования АИС. Наибольшая активность судоходства – в водах, омывающих дальневосточное побережье. Таким образом, акценты смещены в сторону стивидоров Владивостокского транспортного узла, для которого центром притяжения стал Китай и государства АТР.

«В новых экономических реалиях важно быть гибким», – отметила коммерческий директор АО «ВМТП» Елена Казарина в ходе международного форума «ВЭД. Окно в Азию». В целом морские порты Владивосток, Восточный и Ванино с трудом удержали за собой объемы перевалки. Однако Находка ушла в минус – в том числе потому, что в направлении ее причалов на РЖД неоднократно объявляли конвенции.

На маршрутах сосредоточены в основном балкеры, что указывает на характер перевозимых номенклатур: уголь, зерно, металлы. Соответственно благодаря экспорту обработка сухих грузов выросла на 1,4%, до 101,7 млн т. Меньше, чем обычно, танкеров и нефтегрузов. Их перевалка сократилась до 49,3 млн т (-0,8%).

Преимущественно снизилась прокачка нефти. В полтора раза сократили ее терминалы Де-Кастри. Ведь добыча сырья по проекту «Сахалин-1» летом была почти остановлена, поскольку его оператор – компания Exxon Neftegas Ltd – решил соблюдать санкционный режим. «Есть трудности, но мы считаем, что будет найдено какое-то решение», – сообщил министр энергетики РФ Николай Шульгинов в рамках ВЭФ-2022. В итоге показатель за 8 месяцев улучшили прежде всего терминалы Пригородного – специализированного комплекса по перевалке СПГ.

В небольшом количестве в Восточном бассейне присутствовали и контейнеровозы. Причем их активность в августе повысилась пропорционально притоку импорта из Китая.

В целом в Дальневосточном бассейне за 8 месяцев перевалка увеличилась до 151 млн т, на 0,7% к аналогичному периоду прошлого года.

Другая весьма оживленная акватория – в зоне Черноморского побережья РФ. Российские терминалы связаны прежде всего с Турцией, откуда судопотоки ветвятся в Китай или (частично) следуют реверсом в Южную Европу. На этом пути балкеры с углем заходят и в морские порты стран Африки. Два ключевых российских морских терминала (Новороссийск и Тамань) – в хорошем плюсе благодаря притоку сухих грузов. Информация по грузопотокам через них закрыта Росморречфлотом. Не дают ее и в АСОП. Но, по оценкам участников рынка, Тамань, например, прибавила в оборотах на четверть. И можно утверждать, что именно указанные два порта обеспечили суммарный рост перевалки на морских терминалах АЧБ на уровне 75,1 млн т (+0,3%).

Правда, в последнее время видна также и активизация танкерных перевозок. В целом на Черном море в плане бункеровки и доставки на экспорт нефтепродуктов – позитив. Однако морские порты Азовского бассейна потянули сводные данные по АЧБ вниз. И наливных грузов за 8 месяцев текущего года там обработано 94,8 млн т, что на 0,2% меньше, чем за аналогичный период 2021-го.

А суммарно российские морские порты АЧБ всего лишь вышли на планку прошлого года (169,9 млн т, 0%). Тем не менее в перспективе здесь ожидают рост. В том числе, по данным агентства Statista, за счет увеличения экспорта российского угля в Индию и африканские страны.

На юге мил нам берег турецкий

Особо стоит отметить Новороссийск: в нынешней ситуации он оказался ключевым для перевалки контейнеров. И вот почему. До 2018 года к его причалам вел лишь единственный прямой сервис глобальных морских операторов, на котором был оставлен флот вместимостью 4–5 тыс. TEU. Все остальные мировые игроки перешли на крупные контейнеровозы (10–14 тыс. TEU), которые не могли швартоваться в Новороссийске. Такие большие суда завершали сервис Азия – Средиземное море, как правило, в Стамбуле или Пирее. Лишь после 2018 года в НУТЭП обустроили глубоководный причал, который мог принять судно вместимостью не более 10 тыс. TEU. Ввиду малых объемов перевалки это особой погоды не сделало (средняя судовая партия погрузки в Новороссийске обычно не превышала 1 тыс. TEU, что для крупного контейнеровоза было на грани рентабельности).

Таким образом, Новороссийск всегда был фидерным. Ранее данное обстоятельство служило тормозом для наращивания перевалки контейнеров, ведь фидерная добавка значительно удорожала морскую составляющую. Однако сейчас это плюс (даже несмотря на традиционно высокие ставки стивидоров). Особенно если учесть, что фидерный бизнес расширился благодаря подключению к контейнерным сервисам целого ряда других портов (Мерсин, Александрия). Подобная конфигурация бизнеса позволяет отправлять на экспорт столько контейнеров, сколько удается привлечь судовладельцам.

Схема отправки получается рабочая, но не очень удобная: отправку груженого вагона на РЖД не разрешат, пока не будет подтверждена возможность отправки морем. После этого необходимо как можно быстрее доставить груз в порт, чтобы не нарваться на демередж. Причем если судно опоздает, то его владелец сошлется на форс-мажор, а груз превратится в склад на колесах. В ОАО «РЖД» этим крайне недовольны, но сейчас приходится терпеть.

На Балтике у российских берегов флота меньше, чем прежде. В целом в этом бассейне обработка грузов снизилась до 163,5 млн т (-1,3%). По акватории перемещаются преимущественно танкеры. По прокачке нефти здесь в плюсе. В АИС видны и балкеры. Традиционные номенклатуры навалом и в биг-бегах следуют на экспорт, хотя балкерные объемы и оказались в зоне риска. Основное сокращение – за счет контейнеровозов. Оборот контейнеров в Санкт-Петербурге значительный. Из-за этого и объем перевалки сухих грузов попал в отрицательную зону (-18,2%, 63,8 млн т).

Тем не менее в августе отправители начали постепенно замещать европейское направление отправками в другие регионы мира. Например, уголь после запретов в некоторых странах ЕС и Великобритании удалось переформатировать в Марокко, Индию и Турцию. «Ранее эти направления не являлись стратегическими, но сейчас логистика изменилась», – сообщил директор СУЭК по логистике Денис Рахимжанов.

Заметим, что альтернативой этому балтийскому порту стали отправки угля из Тамани и Мурманска. В целом для угольщиков дальность отправок за рубеж увеличилась с 3 тыс. км (такой она была в среднем в страны ЕС) до 15 тыс. км (на маршрутах через Турцию). При этом стоимость морского фрахта на 1 т угля выросла в 9 раз.

Перспективы Балтийского бассейна эксперты оценивают по-разному. Одни говорят о рисках ухудшения ситуации. Но есть и оптимистичные прогнозы. И самый радужный из них – в правительстве Ленобласти, где полагают, что морские порты по итогам 2022 года сохранят объем перевалки на уровне, близком к прошлогоднему (173,6 млн т, -1,9% к 2021 г.), а новый виток роста ожидают с 2025-го благодаря притоку прежде всего сухих грузов, отчасти – нефти, но основная ставка сделана на СПГ – под его перевалку в Кингисеппском районе строится газовый комплекс с отводом на морской терминал.

В компании «Портэнерго» (Усть-Луга) запланировано увеличение мощностей по перевалке СПГ. В Усть-Луге также продолжат свои проекты развития компании «Ультрамар» и «ЕвроХим», хотя на данный момент экспорт минудобрений из РФ сократился. В проекте – создание зернового терминала ГК «Содружество», но это дальняя перспектива, поскольку возможные риски кризиса продовольствия в мире оказались сильно преувеличенными и пока что цены на зерно снижаются. Правда, сложно ожидать и в Санкт-Петербурге, и в Усть-Луге восстановления потоков контейнеров, поскольку на Балтике сложно найти контейнеровозы, добавил директор НП «Северо-Западный информационно-аналитический центр транспортной логистики» Михаил Пимоненко.

Картина маслом: кто пишет правила для логистики

Данная картина дает представление о новой логистике в общем виде. Она имеет явный акцент на страны АТР. А все остальные направления подпитывают те грузопотоки, которые экспортерам не удалось вывезти через Восточный полигон.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, в августе текущего года можно было говорить об интегральной стабилизации грузоперевалки, на что, кстати, обратил внимание президент РФ Владимир Путин в рамках ВЭФ-2022. Это значит, что в России, как бы то ни было, перестроили логистику.

Во-вторых, все-таки следует признать: в целом стабильность работы российских морских портов обес­печили не столько РЖД, сколько трубопроводная система. Именно прокачка нефтегрузов и СПГ по трубе привела к итоговому росту прокачки наливных грузов через отечественные терминалы – до 292,4 млн т (+4,9%). Между тем перевалка сухих грузов сократилась до 260,9 млн т, что практически на столько же меньше (-4,9%). А ведь они отправляются в российские морские порты, как правило, по РЖД.

Напомним, что в Китае ковидные ограничения поставили барьеры в основном на пути импорта в РФ, ввозу сырья через российские морские порты все 8 месяцев текущего года был включен зеленый свет. Причем свободные мощности у наших дальневосточных стивидоров имелись. Они могли бы пропустить больше, скажем, угля (на 6–8%), были резервы и в части отправок на экспорт минудобрений, зерна, пиломатериалов, но все это не пропустила в достаточном объеме инфраструктура.

В-третьих, железнодорожный перевозчик из-за ограничений на Восточном полигоне фактически побудил клиентов к использованию кружных схем из-за ограничений в зоне ДФО, отметили участники рынка. Под таким углом зрения для экспортеров сейчас стала иметь значение уже не столько цена сквозного маршрута доставки, сколько сама возможность открытия окна в морском порту для выхода на зарубежные рынки. [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => Перевалка грузов в российских морских портах за 8 месяцев текущего года свидетельствует о том, что российские экспортеры стали приспосабливаться к работе в новых условиях. И они бы это сделали лучше, если бы не возникали сложности с сухопутной инфраструктурой на подходах к морским терминалам. [~PREVIEW_TEXT] => Перевалка грузов в российских морских портах за 8 месяцев текущего года свидетельствует о том, что российские экспортеры стали приспосабливаться к работе в новых условиях. И они бы это сделали лучше, если бы не возникали сложности с сухопутной инфраструктурой на подходах к морским терминалам. [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 2019463 [TIMESTAMP_X] => 26.09.2022 15:16:19 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 433 [WIDTH] => 650 [FILE_SIZE] => 374957 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/e7f/9nncr0ti78ukwmxihz23seyb5ee5076u [FILE_NAME] => PressFoto_566815_XLarge.jpg [ORIGINAL_NAME] => PressFoto_566815-XLarge.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 6cbb75627de1c4f4da956d5d5bbd89ef [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/e7f/9nncr0ti78ukwmxihz23seyb5ee5076u/PressFoto_566815_XLarge.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/e7f/9nncr0ti78ukwmxihz23seyb5ee5076u/PressFoto_566815_XLarge.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/e7f/9nncr0ti78ukwmxihz23seyb5ee5076u/PressFoto_566815_XLarge.jpg [ALT] => Море волнуется... на востоке и юге [TITLE] => Море волнуется... на востоке и юге ) [~PREVIEW_PICTURE] => 2019463 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => more-volnuetsya-na-vostoke-i-yuge [~CODE] => more-volnuetsya-na-vostoke-i-yuge [EXTERNAL_ID] => 399601 [~EXTERNAL_ID] => 399601 [IBLOCK_TYPE_ID] => info [~IBLOCK_TYPE_ID] => info [IBLOCK_CODE] => articles_magazines [~IBLOCK_CODE] => articles_magazines [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 23.09.2022 [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [AUTHOR] => Array ( [ID] => 97 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Автор [ACTIVE] => Y [SORT] => 400 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Автор [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => Александр Солнцев [PROPERTY_VALUE_ID] => 399601:97 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => Александр Солнцев [~DESCRIPTION] => ) [AUTHOR_PHOTO] => Array ( [ID] => 108 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Автор фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 410 [CODE] => AUTHOR_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Автор фото [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 399601:108 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 93 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => Y [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => 399568 [PROPERTY_VALUE_ID] => 399601:93 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 399568 [~DESCRIPTION] => ) [BLOG_POST_ID] => Array ( [ID] => 94 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => ID поста блога для комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BLOG_POST_ID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => ID поста блога для комментариев [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 399601:94 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [BLOG_COMMENTS_CNT] => Array ( [ID] => 95 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Количество комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BLOG_COMMENTS_CNT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Количество комментариев [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 399601:95 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [MORE_PHOTO] => Array ( [ID] => 98 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Дополнительные фотографии [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MORE_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Дополнительные фотографии [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [PUBLIC_ACCESS] => Array ( [ID] => 110 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Открытый доступ [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PUBLIC_ACCESS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Открытый доступ [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 399601:110 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => [VALUE_ENUM_ID] => ) [ATTACHED_PDF] => Array ( [ID] => 324 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Прикрепленный PDF [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ATTACHED_PDF [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => pdf [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Прикрепленный PDF [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => 2019465 [PROPERTY_VALUE_ID] => 399601:324 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 2019465 [~DESCRIPTION] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Море волнуется... на востоке и юге [SECTION_META_KEYWORDS] => море волнуется... на востоке и юге [SECTION_META_DESCRIPTION] => Перевалка грузов в российских морских портах за 8 месяцев текущего года свидетельствует о том, что российские экспортеры стали приспосабливаться к работе в новых условиях. И они бы это сделали лучше, если бы не возникали сложности с сухопутной инфраструктурой на подходах к морским терминалам. [ELEMENT_META_TITLE] => Море волнуется... на востоке и юге [ELEMENT_META_KEYWORDS] => море волнуется... на востоке и юге [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Перевалка грузов в российских морских портах за 8 месяцев текущего года свидетельствует о том, что российские экспортеры стали приспосабливаться к работе в новых условиях. И они бы это сделали лучше, если бы не возникали сложности с сухопутной инфраструктурой на подходах к морским терминалам. [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Море волнуется... на востоке и юге [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Море волнуется... на востоке и юге [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Море волнуется... на востоке и юге [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Море волнуется... на востоке и юге [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Море волнуется... на востоке и юге [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Море волнуется... на востоке и юге [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Море волнуется... на востоке и юге [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Море волнуется... на востоке и юге ) )

									Array
(
    [ID] => 399601
    [~ID] => 399601
    [IBLOCK_ID] => 25
    [~IBLOCK_ID] => 25
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 2591
    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 2591
    [NAME] => Море волнуется... на востоке и юге
    [~NAME] => Море волнуется... на востоке и юге
    [ACTIVE_FROM_X] => 2022-09-23 14:22:29
    [~ACTIVE_FROM_X] => 2022-09-23 14:22:29
    [ACTIVE_FROM] => 23.09.2022 14:22:29
    [~ACTIVE_FROM] => 23.09.2022 14:22:29
    [TIMESTAMP_X] => 26.09.2022 15:16:19
    [~TIMESTAMP_X] => 26.09.2022 15:16:19
    [DETAIL_PAGE_URL] => /publications/rzd-partner/-18-478-sentyabr-2022/more-volnuetsya-na-vostoke-i-yuge/
    [~DETAIL_PAGE_URL] => /publications/rzd-partner/-18-478-sentyabr-2022/more-volnuetsya-na-vostoke-i-yuge/
    [LIST_PAGE_URL] => /info/index.php?ID=25
    [~LIST_PAGE_URL] => /info/index.php?ID=25
    [DETAIL_TEXT] => 

Как провожают пароходы... и куда

Морские грузопотоки, стекающиеся в отечественные морские порты, видны на карте, где отражено движение флота согласно сигналам спутниковой системы позиционирования АИС. Наибольшая активность судоходства – в водах, омывающих дальневосточное побережье. Таким образом, акценты смещены в сторону стивидоров Владивостокского транспортного узла, для которого центром притяжения стал Китай и государства АТР.

«В новых экономических реалиях важно быть гибким», – отметила коммерческий директор АО «ВМТП» Елена Казарина в ходе международного форума «ВЭД. Окно в Азию». В целом морские порты Владивосток, Восточный и Ванино с трудом удержали за собой объемы перевалки. Однако Находка ушла в минус – в том числе потому, что в направлении ее причалов на РЖД неоднократно объявляли конвенции.

На маршрутах сосредоточены в основном балкеры, что указывает на характер перевозимых номенклатур: уголь, зерно, металлы. Соответственно благодаря экспорту обработка сухих грузов выросла на 1,4%, до 101,7 млн т. Меньше, чем обычно, танкеров и нефтегрузов. Их перевалка сократилась до 49,3 млн т (-0,8%).

Преимущественно снизилась прокачка нефти. В полтора раза сократили ее терминалы Де-Кастри. Ведь добыча сырья по проекту «Сахалин-1» летом была почти остановлена, поскольку его оператор – компания Exxon Neftegas Ltd – решил соблюдать санкционный режим. «Есть трудности, но мы считаем, что будет найдено какое-то решение», – сообщил министр энергетики РФ Николай Шульгинов в рамках ВЭФ-2022. В итоге показатель за 8 месяцев улучшили прежде всего терминалы Пригородного – специализированного комплекса по перевалке СПГ.

В небольшом количестве в Восточном бассейне присутствовали и контейнеровозы. Причем их активность в августе повысилась пропорционально притоку импорта из Китая.

В целом в Дальневосточном бассейне за 8 месяцев перевалка увеличилась до 151 млн т, на 0,7% к аналогичному периоду прошлого года.

Другая весьма оживленная акватория – в зоне Черноморского побережья РФ. Российские терминалы связаны прежде всего с Турцией, откуда судопотоки ветвятся в Китай или (частично) следуют реверсом в Южную Европу. На этом пути балкеры с углем заходят и в морские порты стран Африки. Два ключевых российских морских терминала (Новороссийск и Тамань) – в хорошем плюсе благодаря притоку сухих грузов. Информация по грузопотокам через них закрыта Росморречфлотом. Не дают ее и в АСОП. Но, по оценкам участников рынка, Тамань, например, прибавила в оборотах на четверть. И можно утверждать, что именно указанные два порта обеспечили суммарный рост перевалки на морских терминалах АЧБ на уровне 75,1 млн т (+0,3%).

Правда, в последнее время видна также и активизация танкерных перевозок. В целом на Черном море в плане бункеровки и доставки на экспорт нефтепродуктов – позитив. Однако морские порты Азовского бассейна потянули сводные данные по АЧБ вниз. И наливных грузов за 8 месяцев текущего года там обработано 94,8 млн т, что на 0,2% меньше, чем за аналогичный период 2021-го.

А суммарно российские морские порты АЧБ всего лишь вышли на планку прошлого года (169,9 млн т, 0%). Тем не менее в перспективе здесь ожидают рост. В том числе, по данным агентства Statista, за счет увеличения экспорта российского угля в Индию и африканские страны.

На юге мил нам берег турецкий

Особо стоит отметить Новороссийск: в нынешней ситуации он оказался ключевым для перевалки контейнеров. И вот почему. До 2018 года к его причалам вел лишь единственный прямой сервис глобальных морских операторов, на котором был оставлен флот вместимостью 4–5 тыс. TEU. Все остальные мировые игроки перешли на крупные контейнеровозы (10–14 тыс. TEU), которые не могли швартоваться в Новороссийске. Такие большие суда завершали сервис Азия – Средиземное море, как правило, в Стамбуле или Пирее. Лишь после 2018 года в НУТЭП обустроили глубоководный причал, который мог принять судно вместимостью не более 10 тыс. TEU. Ввиду малых объемов перевалки это особой погоды не сделало (средняя судовая партия погрузки в Новороссийске обычно не превышала 1 тыс. TEU, что для крупного контейнеровоза было на грани рентабельности).

Таким образом, Новороссийск всегда был фидерным. Ранее данное обстоятельство служило тормозом для наращивания перевалки контейнеров, ведь фидерная добавка значительно удорожала морскую составляющую. Однако сейчас это плюс (даже несмотря на традиционно высокие ставки стивидоров). Особенно если учесть, что фидерный бизнес расширился благодаря подключению к контейнерным сервисам целого ряда других портов (Мерсин, Александрия). Подобная конфигурация бизнеса позволяет отправлять на экспорт столько контейнеров, сколько удается привлечь судовладельцам.

Схема отправки получается рабочая, но не очень удобная: отправку груженого вагона на РЖД не разрешат, пока не будет подтверждена возможность отправки морем. После этого необходимо как можно быстрее доставить груз в порт, чтобы не нарваться на демередж. Причем если судно опоздает, то его владелец сошлется на форс-мажор, а груз превратится в склад на колесах. В ОАО «РЖД» этим крайне недовольны, но сейчас приходится терпеть.

На Балтике у российских берегов флота меньше, чем прежде. В целом в этом бассейне обработка грузов снизилась до 163,5 млн т (-1,3%). По акватории перемещаются преимущественно танкеры. По прокачке нефти здесь в плюсе. В АИС видны и балкеры. Традиционные номенклатуры навалом и в биг-бегах следуют на экспорт, хотя балкерные объемы и оказались в зоне риска. Основное сокращение – за счет контейнеровозов. Оборот контейнеров в Санкт-Петербурге значительный. Из-за этого и объем перевалки сухих грузов попал в отрицательную зону (-18,2%, 63,8 млн т).

Тем не менее в августе отправители начали постепенно замещать европейское направление отправками в другие регионы мира. Например, уголь после запретов в некоторых странах ЕС и Великобритании удалось переформатировать в Марокко, Индию и Турцию. «Ранее эти направления не являлись стратегическими, но сейчас логистика изменилась», – сообщил директор СУЭК по логистике Денис Рахимжанов.

Заметим, что альтернативой этому балтийскому порту стали отправки угля из Тамани и Мурманска. В целом для угольщиков дальность отправок за рубеж увеличилась с 3 тыс. км (такой она была в среднем в страны ЕС) до 15 тыс. км (на маршрутах через Турцию). При этом стоимость морского фрахта на 1 т угля выросла в 9 раз.

Перспективы Балтийского бассейна эксперты оценивают по-разному. Одни говорят о рисках ухудшения ситуации. Но есть и оптимистичные прогнозы. И самый радужный из них – в правительстве Ленобласти, где полагают, что морские порты по итогам 2022 года сохранят объем перевалки на уровне, близком к прошлогоднему (173,6 млн т, -1,9% к 2021 г.), а новый виток роста ожидают с 2025-го благодаря притоку прежде всего сухих грузов, отчасти – нефти, но основная ставка сделана на СПГ – под его перевалку в Кингисеппском районе строится газовый комплекс с отводом на морской терминал.

В компании «Портэнерго» (Усть-Луга) запланировано увеличение мощностей по перевалке СПГ. В Усть-Луге также продолжат свои проекты развития компании «Ультрамар» и «ЕвроХим», хотя на данный момент экспорт минудобрений из РФ сократился. В проекте – создание зернового терминала ГК «Содружество», но это дальняя перспектива, поскольку возможные риски кризиса продовольствия в мире оказались сильно преувеличенными и пока что цены на зерно снижаются. Правда, сложно ожидать и в Санкт-Петербурге, и в Усть-Луге восстановления потоков контейнеров, поскольку на Балтике сложно найти контейнеровозы, добавил директор НП «Северо-Западный информационно-аналитический центр транспортной логистики» Михаил Пимоненко.

Картина маслом: кто пишет правила для логистики

Данная картина дает представление о новой логистике в общем виде. Она имеет явный акцент на страны АТР. А все остальные направления подпитывают те грузопотоки, которые экспортерам не удалось вывезти через Восточный полигон.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, в августе текущего года можно было говорить об интегральной стабилизации грузоперевалки, на что, кстати, обратил внимание президент РФ Владимир Путин в рамках ВЭФ-2022. Это значит, что в России, как бы то ни было, перестроили логистику.

Во-вторых, все-таки следует признать: в целом стабильность работы российских морских портов обес­печили не столько РЖД, сколько трубопроводная система. Именно прокачка нефтегрузов и СПГ по трубе привела к итоговому росту прокачки наливных грузов через отечественные терминалы – до 292,4 млн т (+4,9%). Между тем перевалка сухих грузов сократилась до 260,9 млн т, что практически на столько же меньше (-4,9%). А ведь они отправляются в российские морские порты, как правило, по РЖД.

Напомним, что в Китае ковидные ограничения поставили барьеры в основном на пути импорта в РФ, ввозу сырья через российские морские порты все 8 месяцев текущего года был включен зеленый свет. Причем свободные мощности у наших дальневосточных стивидоров имелись. Они могли бы пропустить больше, скажем, угля (на 6–8%), были резервы и в части отправок на экспорт минудобрений, зерна, пиломатериалов, но все это не пропустила в достаточном объеме инфраструктура.

В-третьих, железнодорожный перевозчик из-за ограничений на Восточном полигоне фактически побудил клиентов к использованию кружных схем из-за ограничений в зоне ДФО, отметили участники рынка. Под таким углом зрения для экспортеров сейчас стала иметь значение уже не столько цена сквозного маршрута доставки, сколько сама возможность открытия окна в морском порту для выхода на зарубежные рынки. [~DETAIL_TEXT] =>

Как провожают пароходы... и куда

Морские грузопотоки, стекающиеся в отечественные морские порты, видны на карте, где отражено движение флота согласно сигналам спутниковой системы позиционирования АИС. Наибольшая активность судоходства – в водах, омывающих дальневосточное побережье. Таким образом, акценты смещены в сторону стивидоров Владивостокского транспортного узла, для которого центром притяжения стал Китай и государства АТР.

«В новых экономических реалиях важно быть гибким», – отметила коммерческий директор АО «ВМТП» Елена Казарина в ходе международного форума «ВЭД. Окно в Азию». В целом морские порты Владивосток, Восточный и Ванино с трудом удержали за собой объемы перевалки. Однако Находка ушла в минус – в том числе потому, что в направлении ее причалов на РЖД неоднократно объявляли конвенции.

На маршрутах сосредоточены в основном балкеры, что указывает на характер перевозимых номенклатур: уголь, зерно, металлы. Соответственно благодаря экспорту обработка сухих грузов выросла на 1,4%, до 101,7 млн т. Меньше, чем обычно, танкеров и нефтегрузов. Их перевалка сократилась до 49,3 млн т (-0,8%).

Преимущественно снизилась прокачка нефти. В полтора раза сократили ее терминалы Де-Кастри. Ведь добыча сырья по проекту «Сахалин-1» летом была почти остановлена, поскольку его оператор – компания Exxon Neftegas Ltd – решил соблюдать санкционный режим. «Есть трудности, но мы считаем, что будет найдено какое-то решение», – сообщил министр энергетики РФ Николай Шульгинов в рамках ВЭФ-2022. В итоге показатель за 8 месяцев улучшили прежде всего терминалы Пригородного – специализированного комплекса по перевалке СПГ.

В небольшом количестве в Восточном бассейне присутствовали и контейнеровозы. Причем их активность в августе повысилась пропорционально притоку импорта из Китая.

В целом в Дальневосточном бассейне за 8 месяцев перевалка увеличилась до 151 млн т, на 0,7% к аналогичному периоду прошлого года.

Другая весьма оживленная акватория – в зоне Черноморского побережья РФ. Российские терминалы связаны прежде всего с Турцией, откуда судопотоки ветвятся в Китай или (частично) следуют реверсом в Южную Европу. На этом пути балкеры с углем заходят и в морские порты стран Африки. Два ключевых российских морских терминала (Новороссийск и Тамань) – в хорошем плюсе благодаря притоку сухих грузов. Информация по грузопотокам через них закрыта Росморречфлотом. Не дают ее и в АСОП. Но, по оценкам участников рынка, Тамань, например, прибавила в оборотах на четверть. И можно утверждать, что именно указанные два порта обеспечили суммарный рост перевалки на морских терминалах АЧБ на уровне 75,1 млн т (+0,3%).

Правда, в последнее время видна также и активизация танкерных перевозок. В целом на Черном море в плане бункеровки и доставки на экспорт нефтепродуктов – позитив. Однако морские порты Азовского бассейна потянули сводные данные по АЧБ вниз. И наливных грузов за 8 месяцев текущего года там обработано 94,8 млн т, что на 0,2% меньше, чем за аналогичный период 2021-го.

А суммарно российские морские порты АЧБ всего лишь вышли на планку прошлого года (169,9 млн т, 0%). Тем не менее в перспективе здесь ожидают рост. В том числе, по данным агентства Statista, за счет увеличения экспорта российского угля в Индию и африканские страны.

На юге мил нам берег турецкий

Особо стоит отметить Новороссийск: в нынешней ситуации он оказался ключевым для перевалки контейнеров. И вот почему. До 2018 года к его причалам вел лишь единственный прямой сервис глобальных морских операторов, на котором был оставлен флот вместимостью 4–5 тыс. TEU. Все остальные мировые игроки перешли на крупные контейнеровозы (10–14 тыс. TEU), которые не могли швартоваться в Новороссийске. Такие большие суда завершали сервис Азия – Средиземное море, как правило, в Стамбуле или Пирее. Лишь после 2018 года в НУТЭП обустроили глубоководный причал, который мог принять судно вместимостью не более 10 тыс. TEU. Ввиду малых объемов перевалки это особой погоды не сделало (средняя судовая партия погрузки в Новороссийске обычно не превышала 1 тыс. TEU, что для крупного контейнеровоза было на грани рентабельности).

Таким образом, Новороссийск всегда был фидерным. Ранее данное обстоятельство служило тормозом для наращивания перевалки контейнеров, ведь фидерная добавка значительно удорожала морскую составляющую. Однако сейчас это плюс (даже несмотря на традиционно высокие ставки стивидоров). Особенно если учесть, что фидерный бизнес расширился благодаря подключению к контейнерным сервисам целого ряда других портов (Мерсин, Александрия). Подобная конфигурация бизнеса позволяет отправлять на экспорт столько контейнеров, сколько удается привлечь судовладельцам.

Схема отправки получается рабочая, но не очень удобная: отправку груженого вагона на РЖД не разрешат, пока не будет подтверждена возможность отправки морем. После этого необходимо как можно быстрее доставить груз в порт, чтобы не нарваться на демередж. Причем если судно опоздает, то его владелец сошлется на форс-мажор, а груз превратится в склад на колесах. В ОАО «РЖД» этим крайне недовольны, но сейчас приходится терпеть.

На Балтике у российских берегов флота меньше, чем прежде. В целом в этом бассейне обработка грузов снизилась до 163,5 млн т (-1,3%). По акватории перемещаются преимущественно танкеры. По прокачке нефти здесь в плюсе. В АИС видны и балкеры. Традиционные номенклатуры навалом и в биг-бегах следуют на экспорт, хотя балкерные объемы и оказались в зоне риска. Основное сокращение – за счет контейнеровозов. Оборот контейнеров в Санкт-Петербурге значительный. Из-за этого и объем перевалки сухих грузов попал в отрицательную зону (-18,2%, 63,8 млн т).

Тем не менее в августе отправители начали постепенно замещать европейское направление отправками в другие регионы мира. Например, уголь после запретов в некоторых странах ЕС и Великобритании удалось переформатировать в Марокко, Индию и Турцию. «Ранее эти направления не являлись стратегическими, но сейчас логистика изменилась», – сообщил директор СУЭК по логистике Денис Рахимжанов.

Заметим, что альтернативой этому балтийскому порту стали отправки угля из Тамани и Мурманска. В целом для угольщиков дальность отправок за рубеж увеличилась с 3 тыс. км (такой она была в среднем в страны ЕС) до 15 тыс. км (на маршрутах через Турцию). При этом стоимость морского фрахта на 1 т угля выросла в 9 раз.

Перспективы Балтийского бассейна эксперты оценивают по-разному. Одни говорят о рисках ухудшения ситуации. Но есть и оптимистичные прогнозы. И самый радужный из них – в правительстве Ленобласти, где полагают, что морские порты по итогам 2022 года сохранят объем перевалки на уровне, близком к прошлогоднему (173,6 млн т, -1,9% к 2021 г.), а новый виток роста ожидают с 2025-го благодаря притоку прежде всего сухих грузов, отчасти – нефти, но основная ставка сделана на СПГ – под его перевалку в Кингисеппском районе строится газовый комплекс с отводом на морской терминал.

В компании «Портэнерго» (Усть-Луга) запланировано увеличение мощностей по перевалке СПГ. В Усть-Луге также продолжат свои проекты развития компании «Ультрамар» и «ЕвроХим», хотя на данный момент экспорт минудобрений из РФ сократился. В проекте – создание зернового терминала ГК «Содружество», но это дальняя перспектива, поскольку возможные риски кризиса продовольствия в мире оказались сильно преувеличенными и пока что цены на зерно снижаются. Правда, сложно ожидать и в Санкт-Петербурге, и в Усть-Луге восстановления потоков контейнеров, поскольку на Балтике сложно найти контейнеровозы, добавил директор НП «Северо-Западный информационно-аналитический центр транспортной логистики» Михаил Пимоненко.

Картина маслом: кто пишет правила для логистики

Данная картина дает представление о новой логистике в общем виде. Она имеет явный акцент на страны АТР. А все остальные направления подпитывают те грузопотоки, которые экспортерам не удалось вывезти через Восточный полигон.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, в августе текущего года можно было говорить об интегральной стабилизации грузоперевалки, на что, кстати, обратил внимание президент РФ Владимир Путин в рамках ВЭФ-2022. Это значит, что в России, как бы то ни было, перестроили логистику.

Во-вторых, все-таки следует признать: в целом стабильность работы российских морских портов обес­печили не столько РЖД, сколько трубопроводная система. Именно прокачка нефтегрузов и СПГ по трубе привела к итоговому росту прокачки наливных грузов через отечественные терминалы – до 292,4 млн т (+4,9%). Между тем перевалка сухих грузов сократилась до 260,9 млн т, что практически на столько же меньше (-4,9%). А ведь они отправляются в российские морские порты, как правило, по РЖД.

Напомним, что в Китае ковидные ограничения поставили барьеры в основном на пути импорта в РФ, ввозу сырья через российские морские порты все 8 месяцев текущего года был включен зеленый свет. Причем свободные мощности у наших дальневосточных стивидоров имелись. Они могли бы пропустить больше, скажем, угля (на 6–8%), были резервы и в части отправок на экспорт минудобрений, зерна, пиломатериалов, но все это не пропустила в достаточном объеме инфраструктура.

В-третьих, железнодорожный перевозчик из-за ограничений на Восточном полигоне фактически побудил клиентов к использованию кружных схем из-за ограничений в зоне ДФО, отметили участники рынка. Под таким углом зрения для экспортеров сейчас стала иметь значение уже не столько цена сквозного маршрута доставки, сколько сама возможность открытия окна в морском порту для выхода на зарубежные рынки. [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => Перевалка грузов в российских морских портах за 8 месяцев текущего года свидетельствует о том, что российские экспортеры стали приспосабливаться к работе в новых условиях. И они бы это сделали лучше, если бы не возникали сложности с сухопутной инфраструктурой на подходах к морским терминалам. [~PREVIEW_TEXT] => Перевалка грузов в российских морских портах за 8 месяцев текущего года свидетельствует о том, что российские экспортеры стали приспосабливаться к работе в новых условиях. И они бы это сделали лучше, если бы не возникали сложности с сухопутной инфраструктурой на подходах к морским терминалам. [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 2019463 [TIMESTAMP_X] => 26.09.2022 15:16:19 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 433 [WIDTH] => 650 [FILE_SIZE] => 374957 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/e7f/9nncr0ti78ukwmxihz23seyb5ee5076u [FILE_NAME] => PressFoto_566815_XLarge.jpg [ORIGINAL_NAME] => PressFoto_566815-XLarge.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 6cbb75627de1c4f4da956d5d5bbd89ef [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/e7f/9nncr0ti78ukwmxihz23seyb5ee5076u/PressFoto_566815_XLarge.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/e7f/9nncr0ti78ukwmxihz23seyb5ee5076u/PressFoto_566815_XLarge.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/e7f/9nncr0ti78ukwmxihz23seyb5ee5076u/PressFoto_566815_XLarge.jpg [ALT] => Море волнуется... на востоке и юге [TITLE] => Море волнуется... на востоке и юге ) [~PREVIEW_PICTURE] => 2019463 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => more-volnuetsya-na-vostoke-i-yuge [~CODE] => more-volnuetsya-na-vostoke-i-yuge [EXTERNAL_ID] => 399601 [~EXTERNAL_ID] => 399601 [IBLOCK_TYPE_ID] => info [~IBLOCK_TYPE_ID] => info [IBLOCK_CODE] => articles_magazines [~IBLOCK_CODE] => articles_magazines [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 23.09.2022 [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [AUTHOR] => Array ( [ID] => 97 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Автор [ACTIVE] => Y [SORT] => 400 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Автор [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => Александр Солнцев [PROPERTY_VALUE_ID] => 399601:97 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => Александр Солнцев [~DESCRIPTION] => ) [AUTHOR_PHOTO] => Array ( [ID] => 108 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Автор фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 410 [CODE] => AUTHOR_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Автор фото [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 399601:108 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 93 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => Y [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => 399568 [PROPERTY_VALUE_ID] => 399601:93 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 399568 [~DESCRIPTION] => ) [BLOG_POST_ID] => Array ( [ID] => 94 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => ID поста блога для комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BLOG_POST_ID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => ID поста блога для комментариев [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 399601:94 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [BLOG_COMMENTS_CNT] => Array ( [ID] => 95 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Количество комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BLOG_COMMENTS_CNT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Количество комментариев [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 399601:95 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [MORE_PHOTO] => Array ( [ID] => 98 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Дополнительные фотографии [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MORE_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Дополнительные фотографии [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [PUBLIC_ACCESS] => Array ( [ID] => 110 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Открытый доступ [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PUBLIC_ACCESS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Открытый доступ [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 399601:110 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => [VALUE_ENUM_ID] => ) [ATTACHED_PDF] => Array ( [ID] => 324 [IBLOCK_ID] => 25 [NAME] => Прикрепленный PDF [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ATTACHED_PDF [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => pdf [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Прикрепленный PDF [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => 2019465 [PROPERTY_VALUE_ID] => 399601:324 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 2019465 [~DESCRIPTION] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Море волнуется... на востоке и юге [SECTION_META_KEYWORDS] => море волнуется... на востоке и юге [SECTION_META_DESCRIPTION] => Перевалка грузов в российских морских портах за 8 месяцев текущего года свидетельствует о том, что российские экспортеры стали приспосабливаться к работе в новых условиях. И они бы это сделали лучше, если бы не возникали сложности с сухопутной инфраструктурой на подходах к морским терминалам. [ELEMENT_META_TITLE] => Море волнуется... на востоке и юге [ELEMENT_META_KEYWORDS] => море волнуется... на востоке и юге [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Перевалка грузов в российских морских портах за 8 месяцев текущего года свидетельствует о том, что российские экспортеры стали приспосабливаться к работе в новых условиях. И они бы это сделали лучше, если бы не возникали сложности с сухопутной инфраструктурой на подходах к морским терминалам. [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Море волнуется... на востоке и юге [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Море волнуется... на востоке и юге [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Море волнуется... на востоке и юге [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Море волнуется... на востоке и юге [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Море волнуется... на востоке и юге [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Море волнуется... на востоке и юге [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Море волнуется... на востоке и юге [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Море волнуется... на востоке и юге ) )



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions