Вагон в законе
Использование цифровых телекоммуникационных технологий позволяет повысить экономическую эффективность эксплуатации и обслуживания подвижного состава. При этом внедряемые сегодня на сети ИТ-системы также направлены на решение проблемы легитимности деталей вагонов, обеспечивая безопасность движения поездов и снимая с производителей репутационные риски.
Бесшовность цифровой среды
Отсутствие в отрасли сквозного учета производства и контроля оборота деталей вагонного парка затрудняло решение серьезных проблем.
В их числе – применение комплектующих сомнительного качества, несанкционированная разукомплектация, а порой и банальное воровство, нарушение срока службы составных частей вагона. Впрочем, купировать подобные риски возможно за счет современных цифровых подходов.
В частности, под эгидой Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ, в составе ассоциации – 130 организаций) развивается автоматизированная система «Электронный инспектор». Как напомнил президент ОПЖТ Валентин Гапанович, проект зародился в 2020 году, и одной из его задач изначально ставилось отслеживание контрафактных изделий. «Нам необходимо было оградить нашу промышленность, потребителей от недоброкачественной продукции. К сожалению, были случаи контрафакта и использования несертифицированной продукции», – рассказал В. Гапанович.
Автоматизированная система предназначена для всех заинтересованных сторон: вагоностроителей, операторов, вагоноремонтных компаний, регулятора. АС «Электронный инспектор» в настоящее время активно эксплуатируется приемочными инспекциями и службой качества заводов-изготовителей, составляющими документы о качестве продукции (электронный паспорт качества), на основе которых пополняется база данных системы. Информация о деталях хранится на серверах ООО «Инспекторский центр «Приемка вагонов и комплектующих» (ИЦПВК) и производителей, по определенному перечню комплектующих – дополнительно на ресурсах Ространснадзора. В текущем году запланировано подключение к разрабатываемой в настоящее время информационной системе Центра технического аудита ОАО «РЖД», а также интеграция с информационными ресурсами ОАО «РЖД» для передачи информации в распределенный реестр деталей грузовых вагонов.
На конец августа 2022 года к АС «Электронный инспектор» было подключено 41 предприятие, выпускающее 17 видов продукции (боковые рамы, надрессорные балки, черновые и чистовые оси, колесные пары и т. д.), потребителями которой на сегодня являются более 700 компаний. В базе данных, которая предоставляет онлайн-доступ пользователям, содержатся сведения примерно о 3 млн деталей вагонов. До конца 2022 года эту цифру планируется довести до 5 млн.
«В информационной системе реализуются такие сервисы, как формирование, подписание, учет хранения, а также передача потребителю документов в электронном виде на составные части подвижного состава, заверенных электронной цифровой подписью со стороны службы качества предприятия-изготовителя и приемочной инспекции, – говорит вице-президент ОПЖТ, генеральный директор ИЦПВК Олег Сеньковский. – Передача осуществляется в рамках единой бесшовной среды, исключающей риски внесения в базу некорректных данных».
Действительно, уточнил управляющий директор ООО «ВКМ-Сталь» Николай Чалов, автоматизированная система не только выступает заслоном для контрафакта, она минимизирует пресловутый человеческий фактор. «Это те ошибки, которые происходили при ручном вводе, ручном подписании паспортов, номерных деталей и т. д. Это решение вопроса трудоемкости ведения базы входного контроля – реально каждый паспорт требовал от нас часа времени, – пояснил Н. Чалов. – Это исключение пересылки паспортов экспресс-почтой. Понимаем, что в XXI веке давно пора жить другими реалиями».
Контроль за перемещением
В продолжение развития цифрового сервиса ИЦПВК и АО «Рузхиммаш» подготовили совместный пилотный проект по переходу на подписание в электронном виде технического паспорта на грузовой вагон формы ВУ-4М с листом учета комплектации, формы ВУ-1 (акта о технической приемке новых грузовых и пассажирских вагонов в окончательно готовом виде) и акта допуска подвижного состава к эксплуатации после изготовления. Переход на формирование пакета документов в электронном виде, отмечают в ОПЖТ, позволит улучшить логистику передачи сопроводительных документов после изготовления вагонов и будет способствовать развитию взаимодействия при реализации процедур, связанных с регистрацией вагонов в рамках административного регламента по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава.
Кроме того, большая работа связывается с разработкой концепции цифровой платформы управления жизненным циклом составных частей подвижного состава, реализация которой – один из шагов на пути к созданию цифрового двойника грузового вагона. К настоящему времени ОПЖТ совместно с Союзом операторов железнодорожного транспорта образована рабочая группа по выработке практических шагов в данном направлении.
Как сообщил директор по цифровой трансформации АО «Евросиб» Андрей Рыков, при содействии ОПЖТ компания готовит к запуску пилотный проект «Цифровая платформа запчастей для вагонного парка», который по итогам обкатки может получить широкое тиражирование. ИТ-система направлена на хранение и отслеживание достоверных данных обо всех произведенных, эксплуатируемых и выведенных из эксплуатации номерных составных частях вагонов.
«Основными задачами здесь являются оптимизация и доступность актуальных запасов запчастей, потому что в новой экономической реальности операторы железнодорожных перевозок заинтересованы в повышении эффективности управления этими запасами. Это также [обеспечивает] достоверность и оперативность сведений по выбраковке деталей, узлов, – рассказал А. Рыков. – В ходе проекта планируем внедрить электронную систему обмена сведениями, в том числе юридически значимыми, и сформировать в рамках системы единый реестр данных запчастей подвижного состава».
При этом поворотным может стать решение, позволяющее передачу оператором или владельцем вагонного парка информации о забракованной детали. «Это будет храниться десятилетиями, и никогда мы не увидим под грузовым вагоном бракованную деталь с перебитыми номерами. Этого не будет по определению, система исключит подобные варианты развития», – заключил В. Гапанович.
Как поставить метку
Над моделью отслеживания жизненного цикла деталей в настоящий момент работают и Российские железные дороги. «Сейчас создается
ИТ-система, которая будет присваивать уникальный электронный идентификационный номер всем материальным активам РЖД – всего порядка 60 тыс. наименований. Где-то [предусмотрена маркировка] RFID-меткой или штрихкодом Data Matrix. Все это будет потом анализироваться через единый идентификатор, обрабатываться в ИТ-системах», – сообщил начальник отдела сертификации и лицензирования департамента технической политики РЖД Антон Домников.
Существующие средства маркировки и считывания кода позволяют расширить функционал контроля. За последнее время заметно повысилось качество технологий автоматической идентификации, свидетельствует директор по информационным технологиям ООО «НВРК» Александр Феденко.
«Мы в рамках наших вагоноремонтных депо рассматриваем вариант, когда наряду с номером предусмотрено дублирование в виде дополнительной метки – наносимой лазером маркировки Data Matrix», – проинформировал он.
Однако вопросы возникают у операторских компаний. Предлагаемый подход может быть оптимален в условиях проведения ремонта вагонов, но непонятно, как эту метку закрепить на детали таким образом, чтобы она держалась в процессе длительной эксплуатации, говорит руководитель направления управления технической политики ПАО «ПГК» Андрей Шурмаков.
«На литых деталях довольно много мест, которые проходят неразрушающий контроль, и туда ни одну метку не нанесешь – будет мешать. Поэтому должно быть централизованное решение для определения мест и способа крепления маркировки», – полагает А. Шурмаков.
В ОПЖТ, в свою очередь, обещают проработать данный вопрос. Но, помимо технической стороны, здесь играет роль экономическая составляющая, в частности, на кого будут возложены расходы по маркировке. Вряд ли в настоящий момент это готовы разделить операторские компании, оказавшиеся в непростой ситуации с падением на рынке арендных ставок.
Точка зрения
Екатерина Шилова,
генеральный директор ООО «Нумерал»
– Компания «Нумерал» полностью поддерживает тенденции развития цифровизации вагоностроительной отрасли в области отслеживания жизненного цикла составных частей подвижного состава. Кроме того, «Нумерал» совместно с союзом «Объединение вагоностроителей» разработали флагманскую отраслевую систему учета деталей железнодорожного подвижного состава и провели пилотный проект внедрения на ряде крупнейших предприятий вагоностроительной отрасли.
В системе создается электронный двойник вагона, а также обеспечивается учет и прослеживаемость жизненного цикла комплектующих и деталей. В архитектуре системы применены передовые технологии распределенного реестра (блокчейн), что гарантирует доверие со стороны всех участников перевозочного процесса, и машиночитаемая маркировка (Data Matrix или RFID-метка) каждой детали вагона.
Для создания сквозных процессов учета деталей вагона реализованы схемы интеграции системы с действующими информационными системами участников рынка, система гармонично встраивается в производственные процессы, интегрируясь с испытательным оборудованием, производственными и финансовыми системами, а также отраслевыми системами приемки качества и системой пономерного учета вагонов. Cинхронизирована работа с АС «Электронный инспектор». Для учета деталей берутся данные испытательных стендов и производственных систем предприятий, формируются сведения для создания паспорта качества изделия, которые поступают в программу подтверждения годности продукции. На выходе подтверждается информация о том, что деталь можно передавать следующему участнику процесса.
Система учитывает широкий перечень железнодорожной продукции в соответствии с требованиями ТР ТС 001/2011. Уже сейчас в ней реализован учет 38 наименований изделий, формируется паспорт вагона по форме не только ВУ-4М, но и ВУ-4ЖА – с расширенным листом комплектации.
Итоги пилотного внедрения показали высокую эффективность и потенциал масштабного применения системы в отрасли – значительное сокращение трудоемкости учета за счет применения машиночитаемой маркировки и уникальной системы позиционирования деталей, цифровизации производственных процессов в цехах, автоматизации передачи деталей между предприятиями, входного контроля и сборки, исключения ошибок ввода данных. То есть система решает задачи прослеживаемости, но при этом является платформой для автоматизации внутренних производственных задач предприятий.
Система эффективна для всех заинтересованных сторон: вагоностроителей, операторов, вагоноремонтных компаний, регулятора. Например, собственники получат инструмент мониторинга текущего состояния парка и контроля за ремонтными операциями, возможность понимать остаточный ресурс подвижного состава.
В системе уже решены задачи концепции «Цифровая платформа управления жизненным циклом составных частей грузового вагона», утвержденной ОПЖТ.
При дальнейшем успешном взаимодействии с ИЦПВК и развитии наших систем мы сможем решить проблемы использования контрафактных и забракованных номерных деталей.Автор: Павел Усов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Назад к списку статей журнала