+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Вагон в законе

Использование цифровых телекоммуникационных технологий позволяет повысить экономическую эффективность эксплуатации и обслуживания подвижного состава. При этом внедряемые сегодня на сети ИТ-системы также направлены на решение проблемы легитимности деталей вагонов, обеспечивая безопасность движения поездов и снимая с производителей репутационные риски.

Бесшовность цифровой среды

Отсутствие в отрасли сквозного учета производства и контроля оборота деталей вагонного парка затрудняло решение серьезных проблем.
В их числе – применение комплектующих сомнительного качества, несанкционированная разукомплектация, а порой и банальное воровство, нарушение срока службы составных частей вагона. Впрочем, купировать подобные риски возможно за счет современных цифровых подходов.
В частности, под эгидой Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ, в составе ассоциации – 130 организаций) развивается автоматизированная система «Электронный инспектор». Как напомнил президент ОПЖТ Валентин Гапанович, проект зародился в 2020 году, и одной из его задач изначально ставилось отслеживание контрафактных изделий. «Нам необходимо было оградить нашу промышленность, потребителей от недоброкачественной продукции. К сожалению, были случаи контрафакта и использования несертифицированной продукции», – рассказал В. Гапанович.

Автоматизированная система предназначена для всех заинтересованных сторон: вагоностроителей, операторов, вагоноремонтных компаний, регулятора. АС «Электронный инспектор» в настоящее время активно эксплуатируется приемочными инспекциями и службой качества заводов-изготовителей, составляющими документы о качестве продукции (электронный паспорт качества), на основе которых пополняется база данных системы. Информация о деталях хранится на серверах ООО «Инспекторский центр «Приемка вагонов и комплектующих» (ИЦПВК) и производителей, по определенному перечню комплектующих – дополнительно на ресурсах Ространснадзора. В текущем году запланировано подключение к разрабатываемой в настоящее время информационной системе Центра технического аудита ОАО «РЖД», а также интеграция с информационными ресурсами ОАО «РЖД» для передачи информации в распределенный реестр деталей грузовых вагонов.

На конец августа 2022 года к АС «Электронный инспектор» было подключено 41 предприятие, выпус­кающее 17 видов продукции (боковые рамы, надрессорные балки, черновые и чистовые оси, колесные пары и т. д.), потребителями которой на сегодня являются более 700 компаний. В базе данных, которая предоставляет онлайн-доступ пользователям, содержатся сведения примерно о 3 млн деталей вагонов. До конца 2022 года эту цифру планируется довести до 5 млн.

«В информационной системе реализуются такие сервисы, как формирование, подписание, учет хранения, а также передача потребителю документов в электронном виде на составные части подвижного состава, заверенных электронной цифровой подписью со стороны службы качества предприятия-изготовителя и приемочной инспекции, – говорит вице-президент ОПЖТ, генеральный директор ИЦПВК Олег Сеньковский. – Передача осуществляется в рамках единой бесшовной среды, исключающей риски внесения в базу некорректных данных».

Действительно, уточнил управляющий директор ООО «ВКМ-Сталь» Николай Чалов, автоматизированная система не только выступает заслоном для контрафакта, она минимизирует пресловутый человеческий фактор. «Это те ошибки, которые происходили при ручном вводе, ручном подписании паспортов, номерных деталей и т. д. Это решение вопроса трудоемкости ведения базы входного контроля – реально каждый паспорт требовал от нас часа времени, – пояснил Н. Чалов. – Это исключение пере­сылки паспортов экспресс-почтой. Понимаем, что в XXI веке давно пора жить другими реалиями».

Контроль за перемещением

В продолжение развития цифрового сервиса ИЦПВК и АО «Рузхиммаш» подготовили совместный пилотный проект по переходу на подписание в электронном виде технического паспорта на грузовой вагон формы ВУ-4М с листом учета комплектации, формы ВУ-1 (акта о технической приемке новых грузовых и пассажирских вагонов в окончательно готовом виде) и акта допус­ка подвижного состава к эксплуатации после изготовления. Переход на формирование пакета документов в электронном виде, отмечают в ОПЖТ, позволит улучшить логис­тику передачи сопроводительных документов после изготовления вагонов и будет способствовать развитию взаимодействия при реализации процедур, связанных с регистрацией вагонов в рамках административного регламента по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава.

Кроме того, большая работа связывается с разработкой концепции цифровой платформы управления жизненным циклом составных частей подвижного состава, реализация которой – один из шагов на пути к созданию цифрового двойника грузового вагона. К настоящему времени ОПЖТ совместно с Союзом операторов железнодорожного транспорта образована рабочая группа по выработке практических шагов в данном направлении.

Как сообщил директор по цифровой трансформации АО «Евросиб» Андрей Рыков, при содействии ОПЖТ компания готовит к запус­ку пилотный проект «Цифровая платформа запчастей для вагонного парка», который по итогам обкатки может получить широкое тиражирование. ИТ-система направлена на хранение и отслеживание достоверных данных обо всех произведенных, эксплуатируемых и выведенных из эксплуатации номерных составных частях вагонов.

«Основными задачами здесь являются оптимизация и доступность актуальных запасов запчастей, потому что в новой экономической реальности операторы железнодорожных перевозок заинтересованы в повышении эффективности управления этими запасами. Это также [обеспечивает] достоверность и оперативность сведений по выбраковке деталей, узлов, – рассказал А. Рыков. – В ходе проекта планируем внедрить электронную систему обмена сведениями, в том числе юридически значимыми, и сформировать в рамках системы единый реестр данных запчастей подвижного состава».

При этом поворотным может стать решение, позволяющее передачу оператором или владельцем вагонного парка информации о забракованной детали. «Это будет храниться десятилетиями, и никогда мы не увидим под грузовым вагоном бракованную деталь с перебитыми номерами. Этого не будет по определению, система исключит подобные варианты развития», – заключил В. Гапанович.

Как поставить метку

Над моделью отслеживания жизненного цикла деталей в настоящий момент работают и Российские железные дороги. «Сейчас создается
ИТ-система, которая будет присваивать уникальный электронный идентификационный номер всем материальным активам РЖД – всего порядка 60 тыс. наименований. Где-то [предусмотрена маркировка] RFID-меткой или штрихкодом Data Matrix. Все это будет потом анализироваться через единый идентификатор, обрабатываться в ИТ-системах», – сообщил начальник отдела сертификации и лицензирования департамента технической политики РЖД Антон Домников.

Существующие средства маркировки и считывания кода позволяют расширить функционал контроля. За последнее время заметно повысилось качество технологий автоматической идентификации, свидетельствует директор по информационным технологиям ООО «НВРК» Александр Феденко.

«Мы в рамках наших вагоно­ремонтных депо рассматриваем вариант, когда наряду с номером преду­смотрено дублирование в виде дополнительной метки – наносимой лазером маркировки Data Matrix», – проинформировал он.

Однако вопросы возникают у операторских компаний. Предлагаемый подход может быть оптимален в условиях проведения ремонта вагонов, но непонятно, как эту метку закрепить на детали таким образом, чтобы она держалась в процессе длительной эксплуатации, говорит руководитель направления управления технической политики ПАО «ПГК» Андрей Шурмаков.

«На литых деталях довольно много мест, которые проходят неразрушающий контроль, и туда ни одну метку не нанесешь – будет мешать. Поэтому должно быть централизованное решение для определения мест и способа крепления маркировки», – полагает А. Шурмаков.
В ОПЖТ, в свою очередь, обещают проработать данный вопрос. Но, помимо технической стороны, здесь играет роль экономическая составляющая, в частности, на кого будут возложены расходы по маркировке. Вряд ли в настоящий момент это готовы разделить операторские компании, оказавшиеся в непростой ситуации с падением на рынке арендных ставок.

Точка зрения

Екатерина Шилова,
генеральный директор ООО «Нумерал»
– Компания «Нумерал» полностью поддерживает тенденции развития цифровизации вагоностроительной отрасли в области отслеживания жизненного цикла составных частей подвижного состава. Кроме того, «Нумерал» совместно с союзом «Объединение вагоностроителей» разработали флагманскую отраслевую систему учета деталей железнодорожного подвижного состава и провели пилотный проект внедрения на ряде крупнейших предприятий вагоностроительной отрасли.
В системе создается электронный двойник вагона, а также обеспечивается учет и прослеживаемость жизненного цикла комплектующих и деталей. В архитектуре системы применены передовые технологии распределенного реестра (блокчейн), что гарантирует доверие со стороны всех участников перевозочного процесса, и машиночитаемая маркировка (Data Matrix или RFID-метка) каждой детали вагона.
Для создания сквозных процессов учета деталей вагона реализованы схемы интеграции системы с действующими информационными системами участников рынка, система гармонично встраивается в производственные процессы, интегрируясь с испытательным оборудованием, производственными и финансовыми системами, а также отраслевыми системами приемки качества и системой пономерного учета вагонов. Cинхронизирована работа с АС «Электронный инспектор». Для учета деталей берутся данные испытательных стендов и производственных систем предприятий, формируются сведения для создания паспорта качества изделия, которые поступают в программу подтверждения годности продукции. На выходе подтверждается информация о том, что деталь можно передавать следующему участнику процесса.
Система учитывает широкий перечень железнодорожной продукции в соответствии с требованиями ТР ТС 001/2011. Уже сейчас в ней реализован учет 38 наименований изделий, формируется паспорт вагона по форме не только ВУ-4М, но и ВУ-4ЖА – с расширенным листом комплектации.
Итоги пилотного внедрения показали высокую эффективность и потенциал масштабного применения системы в отрасли – значительное сокращение трудоемкости учета за счет применения машиночитаемой маркировки и уникальной системы позиционирования деталей, цифровизации производственных процессов в цехах, автоматизации передачи деталей между предприятиями, входного контроля и сборки, исключения ошибок ввода данных. То есть система решает задачи прослеживаемости, но при этом является платформой для автоматизации внутренних производственных задач предприятий.
Система эффективна для всех заинтересованных сторон: вагоностроителей, операторов, вагоноремонтных компаний, регулятора. Например, собственники получат инструмент мониторинга текущего состояния парка и контроля за ремонтными операциями, возможность понимать остаточный ресурс подвижного состава.
В системе уже решены задачи концепции «Цифровая платформа управления жизненным циклом составных частей грузового вагона», утвержденной ОПЖТ.
При дальнейшем успешном взаимодействии с ИЦПВК и развитии наших систем мы сможем решить проблемы использования контрафактных и забракованных номерных деталей.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions