+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.05.2024 15:07:55
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Грантовая поддержка в области транспортного машиностроения: что необходимо знать

В настоящее время в России согласно постановлению правительства от 17 марта 2022 года № 392 реализуется программа «доращивания» поставщиков, которая в том числе касается проектов в области железнодорожного машиностроения. Оператор программы – АНО «Центр поддержки инжиниринга и инноваций». На финансирование проекта в 2023–2025 гг. из федерального бюджета выделяется 10 млрд руб.
Основные требования к организациям-заявителям в рамках программы следующие.

На господдержку через получение гранта может рассчитывать российская коммерческая организация, зарегистрированная на территории РФ и не являющаяся госкомпанией или компанией с долей участия государства (госкорпораций, госкомпаний, госучреждений) более 25%. Также организация не должна являться иностранным юрлицом или компанией с долей участия иностранных лиц более 25%. Ее выручка за последний отчетный год (или среднее значение выручки за 3 года) – от 300 млн до 10 млрд руб.

Выручка от реализации продукта гранта должна в 5 раз превышать запрашиваемую сумму гранта.

Организация не должна находиться в процессе реорганизации, ликвидации, ее деятельность не должна быть приостановлена, в отношении нее не введена процедура банкротства, она не имеет просроченной задолженности перед федеральным бюджетом, в том числе по возврату полученных субсидий, и не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов.

Руководитель организации и члены коллегиального исполнительного органа должны отсутствовать в реестре дисквалифицированных лиц.

Также организация-заявитель должна иметь документальное подтверждение заинтересованности корпорации-заказчика (или ее зависимых юрлиц) в создаваемом технологическом продукте и при этом не быть аффилированной с заказчиком. Помимо этого, для участия в программе «доращивания» компании необходим успешный опыт внедрения технологических продуктов.

Что касается корпораций-заказчиков, то к их числу принадлежат российские организации с выручкой за последний отчетный год не менее 40 млрд руб. При этом заказчик должен заключить соглашение с оператором грантовой программы и участвовать в отборе проектов и приемке результатов. Кроме этого, в структуре корпорации-заказчика должен быть создан коллегиальный орган – координационный совет, на заседаниях которого необходимо рассматривать предлагаемую в рамках реализации проекта продукцию. Основная задача координационного совета – принятие решения о целесообразности запуска проекта, разработке продукта, а также фиксирование его объемов и стоимости, распределенных по годам.
Для реализации данной программы и выстраивания качественной межотраслевой системы управления импортозамещением, развитием и внедрением инноваций активное содействие корпорациям-заказчикам оказывает АНО «Инновационный инжиниринговый центр» (ИИЦ), учрежденная «Иннопрактикой». ИИЦ имеет опыт в синхронизации заказов крупного бизнеса и «доращивании» российских компаний под потребности заказчиков. Кроме того, Инжиниринговый центр инициирует создание координационных советов, помогая таким образом корпорациям и российским технологическим компаниям определять совместные задачи и участвовать в их выполнении.

Совместно с корпорациями-заказчиками проводится анализ отечественных высокотехнологичных и инновационных импортозамещающих технических решений, в том числе
в области производства, сервисного обслуживания и ремонта железнодорожного транспорта и его компонентов с целью поддержки проектов развития, соответствующих требованиям крупных российских корпораций.

А затем по итогам данной работы активно формируются проекты «доращивания», претендующие на грантовую поддержку.
Основные этапы реализации проекта с привлечением грантовой поддержки:
– анализ потребностей, в том числе для замещения импортной продукции (узлов и/или компонентов);
– формирование коопераций поставщиков и оценка необходимости их «доращивания»;
– запуск проектов «доращивания» поставщиков;
– масштабирование успешных пилотов;
– формирование рекомендаций организациям-заявителям для предоставления господдержки.

Сумма гранта разбивается на пять составляющих:

1) затраты на доработку технологического продукта (проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретение и внедрение технологий), включая затраты на создание и/или приобретение и внедрение приоритетных технологий и/или продуктов, в основе которых лежит применение таких технологий;
2) затраты на организацию и проведение модельных, лабораторных, натурных испытаний технологического продукта;
3) затраты на подготовку и создание (модернизацию, расширение) производства технологического продукта, постановку технологического продукта на производство;
4) затраты на изготовление пилотной партии созданного технологического продукта (стоит отметить, что сумма затрат по п. 3 и п. 4 в совокупности не может превышать 80% размера гранта, то есть максимально 200 млн руб.);
5) затраты на сертификацию созданного технологического продукта в соответствии с требованиями законодательства РФ и корпорации-заказчика, его практическое испытание (проверку) либо опытно-промышленную эксплуатацию в соответствии с требованиями корпорации-заказчика.

Первые проекты в области развития железнодорожного транспорта, использующие данный механизм поддержки, были запущены еще в 2022 году. Один из них – проект по разработке оборудования для нанесения упрочняющих минеральных покрытий, повышающих износостойкость гребней железнодорожных колесных пар и других металлических изделий. Заявка АО «КЗАЭМ» была положительно рассмотрена на координационном совете ОАО «РЖД», а функциональным заказчиком выступило АО «ФПК». Проект нацелен на повышение надежности колесных пар пассажирского подвижного состава с проведением дополнительных мероприятий при проведении текущих ремонтов. Сейчас проект находится в стадии реализации.

Что касается 2023 года, то сформированный АО «СТМ» координационный совет рассмотрел проекты и принял решения об их реализации с подтверждением объемов и сроков. Одним из проектов стала разработка и постановка на производство высокоскоростного электропривода для шлифовальной тележки рельсошлифовального поезда нового поколения (РШП 2.0). Исполнителем по проекту и получателем грантовой поддержки является АО «Тайфун», при этом АО «СТМ» выступает в качестве корпорации-заказчика. Кроме того, актуальность разработки и потребность в РШП 2.0 были положительно рассмотрены на координационном совете ОАО «РЖД».
Проект РШП 2.0 – это яркий пример выстраивания кооперационной цепочки. Головной заказчик ОАО «РЖД» выражает заинтересованность в готовом продукте – рельсошлифовальном поезде, подтверждая свои намерения на координационном совете, а изготовитель АО «СТМ» укрупненно декомпозирует поезд на узлы и ведет работу с отечественными разработчиками с возможностью привлечения государственных мер поддержки, также принимая соответствующие решения на своем координационном совете.
Таким образом, в период наращивания компетенций отечественных предприятий проекты развития, реализуемые с привлечением мер грантовой поддержки, поддержанные решениями координационных советов корпораций-заказчиков, жизненно необходимы как для внедрения прорывных технологий, так и для преодоления зависимости от импортных поставщиков.

Евгений Ярославский,
директор дирекции проектов развития АНО «Инновационный инжиниринговый центр»

Рафик Рафиков,
руководитель проектов дирекции проектов развития АНО «Инновационный инжиниринговый центр»,
к. т. н.

Андрей Шинкарук,
главный ревизор по безопасности движения АО «ФПК», к. т. н.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions