+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Триллионы выложат на витрину

Триллионы выложат на витрину
Объем инвестиционной программы ОАО «РЖД» все возрастает, несмотря на то, что монополия испытывает определенные трудности с освоением огромных средств из-за проблем строительного комплекса. В 2020 году компания обещает реформирование своих взаимоотношений с подрядчиками и освоение еще большего объема денежных средств для увеличения провозных возможностей, особенно на экспортных направлениях.

Стройки все те же

На заключительном заседании расширенного правления ОАО «РЖД» за 2019 год, рассказывая об инвестиционных планах, глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров предпочел оперировать цифрами с 2020 по 2022 год, по которым общий объем инвестиций составляет порядка 2,5 трлн руб.

Из них 487,6 млрд руб. пойдут на закупку нового тягового подвижного состава, 1,027 трлн – на развитие комплексных проектов модернизации железнодорожной инфраструктуры, 879,8 млрд – в обновление инфраструктуры, 75,6 млрд – на прочие объекты. Отдельно выделены 56,1 млрд руб., не освоенных в прошлом году, они указаны как проекты развития железнодорожной инфраструктуры.

В 2020 году объем инвестпрограммы компании определили в 820 млрд руб. (668,7 млрд руб. в 2019 г.), что более чем на 20% превышает прошлогодний.

Традиционно инфраструктурные проекты в компании делятся на несколько сфер, и наиболее важная из них, которая по доле занимает почти 40% всего объема инвестпрограммы и оценивается в 1 трлн руб. на 3 года, – это выполнение поручений президента и правительства России.

В ее рамках ОАО «РЖД» планирует завершить первый этап модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, развитие участка Междуреченск – Тайшет (обеспечивает выход угля из Кузбасса в восточном направлении), начать второй этап развития Восточного полигона, увеличить пропускную способность подходов к портам Азово-Черноморского бассейна, Северо-Запада, линии Тобольск – Сургут – Коротчаево на север Урала. В планах стоит развитие направления Пермь – Соликамск, строительство обхода Перми, а также специализация линий из центра европейской части страны в направлении Юга за счет усиления их электрификации.

Особый акцент делается на пассажирские проекты. В инвестиционном плане указано начало проектирования линии ВСМ Москва – Санкт-Петербург (проект участка Москва – Нижний Новгород уже есть), развитие Московских центральных диаметров. Как на новый проект можно указать на начало первого этапа развития Санкт-Петербургского транспортного узла. Как сообщил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, первый этап оценивается в 90 млрд руб., но общий объем инвестиций на весь проект до 2030 года может превысить 500 млрд руб.

Новых дорог пока не будет

Как и в прошлые годы, ОАО «РЖД» делает ставку не на строительство новых железных дорог, а на капитальный ремонт и модернизацию, которые позволят нарастить пропускную способность на уже существующих направлениях. Подготовленный проект Северного широтного хода (СШХ) пока не получил одоб­рения в правительстве, также туманной остается и судьба ВСМ теперь уже линии Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород. Начать строительство линии Кызыл – Курагино тоже пока невозможно, поскольку в этом году планируется лишь ее проектирование, а после, исходя из результатов, и будет принято окончательное решение о сооружении этой железной дороги, проходящей в сложных геологических условиях. Произойдет это не ранее второй половины 2021 года.

Таким образом, ОАО «РЖД» обещает грузоотправителям увеличить и ускорить перевозки на уже существующей инфраструктуре за счет оптимизации и развития новых технологий. За 3 года планируется капитально отремонтировать 16,5 тыс. км, на треть сократив количество просроченных километров, что даст возможность увеличить на них скорость движения поездов. Это будет сделано за счет 2%-ной надбавки к тарифам, которую определило правительство.

На сумму 386 млрд руб. будет закуплено более 1,8 тыс. новых локомотивов, что позволит обновить тяговые ресурсы, и более 750 ед. моторвагонного подвижного состава для пассажиров.

Уже в 2020 году РЖД обещают грузо­отправителям увеличить скорость грузовой отправки в среднем с 394 до 402 км/сут. с 100%-ным обеспечением надежности.

Если исходить из прогнозов правительства, то в нынешних экономических условиях такая концентрация на модернизации инфраструктуры выглядит оправданной. Несмотря на то, что в начале 2019-го официально был запланирован рост перевозки грузов на 1,5%, в реальности по итогам года он упал на 0,9%. Последний актуальный прогноз социально-экономического развития России на 2020–2021 гг., подготовленный Минэкономразвития в октябре, утверждает, что в 2020 году экономику ожидает снижение роста ВВП с 1,3 до 1,1%, а самое главное – сокращение экспорта минерального сырья. К примеру, добыча угля и в консервативном, и в базовом варианте уменьшится на 1 млн т, а железной руды – на 5 млн т. И в любом случае стоимость российского экспорта снизится в консервативном варианте на $60 млрд, а в базовом – на $1 млрд из-за падения цен на сырье. И, похоже, правительство намерено предоставить ОАО «РЖД» определенную свободу в финансовой сфере для зарабатывания денег. В 2020-м компания, несмотря на минимальный рост тарифов, должна получить 50 млрд руб. чистой прибыли.

Как пояснил заместитель председателя правительства РФ Максим Акимов, в долгосрочной программе развития до 2025 года финансирование предусмот­рено из чистой прибыли. Правительству явно не хочется поддерживать развитие транспортных проектов из бюджетных источников, поэтому компания переходит на более агрессивную финансовую модель.

Заработать больше средств для реализации инвестпрограммы при снижении грузовых перевозок ОАО «РЖД» планирует за счет оптимизации внутренних издержек (до 120 млрд руб.) и активного применения новых технологий. На цифро­визацию и внедрение ресурсосбере­гающих технологий, приведение объектов к нормативным требованиям и обес­печение устойчивости перевозочного процесса в 2020–2022 гг. предусмотрено 882,7 млрд руб. К примеру, как пояснил главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев, благодаря внедрению инновационных технических решений межремонтный ресурс верхнего строения пути на грузонапряженных участках увеличен с 700 до 1500 млн т брутто, а к 2025-му он должен быть доведен до 2–2,5 млрд т, что даст экономию на техническом обслуживании и ремонте более 30 млрд руб. в год. При этом более редкие ремонты позволят увеличить пропускную способность сети.

Год строителя

Однако при всем стремлении ОАО «РЖД» его амбициозные планы уже несколько лет сдерживаются возможностями строительного комплекса, который испытывает огромные трудности при организации ремонтных работ, особенно в отдаленных восточных регионах. Если в 2018 году ОАО «РЖД» недоосвоило порядка 17 млрд руб. из инвестпрограммы, то в 2019-м – уже 56–57 млрд руб. и не смогло вовремя завершить ряд проектов на Восточном полигоне. Как пояснил О. Белозеров, в 2020 году финансирование строительного комплекса увеличится сразу на 57%. Если 2017-й в компании был объявлен Годом пассажира, то 2020-й – Годом строителя. Реформирование взаимо­отношений с подрядчиками началось еще в прошлом году, и в этом оно должно быть закончено, что и позволит, по мнению генерального директора компании, освоить значительные средства.

«Нам необходимо завершить создание витрины строительного комплекса, которая позволит интегрировать информацию на всех этапах с момента включения в инвестиционную программу и до передачи на баланс управленческой организации, – сообщил на итоговом правлении ОАО «РЖД» О. Белозеров. – Мы расширим периметр доверенной информационной среды с подключением к ней контрагентов как на постоянной основе, так и в режиме онлайн».

Строительный блок должен претерпеть коренную трансформацию. К примеру, глава РЖД поставил задачу своим подчиненным, чтобы уже в этом году не менее половины вновь начатых объектов были спроектированы с применением технологий цифрового информационного моделирования. Смысл в том, что при создании цифровой модели объекта гораздо легче следить за его строительством, сроками и использованием необходимых технологий и материалов. Весь инвестиционный и строительный процесс теперь должен стать прозрачным.

«Сегодня строительство объекта должно начинаться намного ранее физичес­кого выполнения работ, – подчеркнул О. Белозеров. – Не ошибусь, если скажу, что практически каждое подразделение компании в своей части – участник строительного процесса в современном его понимании. В этой ситуации механизм координации и проектная модель управления должны стать неотъемлемой нормой повседневной деятельности».

Раньше компания постоянно имела дело с трениями между проектировщиками и подрядчиками, проблемами со сроками проведения конкурсов, удорожанием работ за счет срыва сроков и колебания рыночной конъюнктуры. Теперь же первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Вадим Михайлов сообщил, что в 2019 году создан и утвержден новый регламент взаимоотношений участников инвестиционного и строительного блоков, который сблизит весь процесс и сделает его более эффективным. В частности, документ описывает весь жизненный цикл инвестиционного процесса от рассмотрения заявки до включения в инвестпрограмму после инвестиционного мониторинга.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions