+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Невесомый груз

Невесомый груз
Несмотря на то, что в течение всего 2019 года грузооборот российских авиакомпаний исключительно снижался, авиационные грузовые перевозки по-прежнему остаются одними из самых востребованных. Но как сейчас принимается груз в аэропорту? «РЖД-Партнер» выяснил, насколько в крупнейших воздушных гаванях страны развита система карго-терминалов.

Неравномерная концентрация

Как правило, современный грузовой терминал работает в круглосуточном режиме, склад имеет право обрабатывать грузы, требующие ветеринарного и фитосанитарного контроля, на нем имеется оборудование для определения веса грузов и почты, видеокамеры, обеспечивающие круглосуточное видеонаблюдение, в том числе за сохранностью грузов и поч­ты на складе. Есть и холодильное оборудование, помещения для животных, а также для товаров, которые могут причинить вред другим грузам.

Условно весь технологический процесс можно разделить на три части: первый – прием и отгрузка, второй – грузопереработка на самом терминале и третий – перевозка груза между терминалами отправления и назначения.

В системе карго-терминалов страны можно выделить следующие характерные тенденции. Во-первых, самый большой объем транзитных перевозок осуществляется по схеме Европа – Россия, Россия – Россия, Россия – Азия и обратно. Во-вторых, в настоящее время карго-терминалы в нашей стране существуют только в крупных аэропортах. Автономных грузовых авиационных терминалов, которые использовались бы только для перевалки грузов, у нас, в отличие от Европы, нет.

В-третьих, почти 75% перевозимых грузов приходится на Московский авиационный узел (МАУ). За 11 месяцев 2019 года объем грузов, обслуживаемых в аэропорту Шереметьево, вырос на 5,1%. В Домодедово и Внуково же он, наоборот, сократился – на 13,4% и 15,8% соответственно. Ситуация с объемом почты несколько отличается. В последнее время в целом с развитием интернет-торговли наметилась тенденция роста перевозки почты. Но если в Шереметьево и Внуково объем почты вырос на 37,2% и 13,2% соответственно, то в Домодедово он снизился на 9,2%.

В аэропорту Шереметьево 2 года назад была введена в эксплуатацию первая очередь нового грузового терминала «Моск­ва Карго» пропускной способностью 380 тыс. т в год. Сейчас завершается подготовка проектной документации по строительству второй очереди терминала, запуск которой запланирован на 2021 год.

Одним из крупнейших и наиболее высокотехнологичных авиагрузовых комплексов России является и грузовой терминал московского аэропорта Домо­дедово. Перевозки здесь осуществляет Domodedovo Cargo. Общая площадь складских помещений, используемых аэро­портом, – 17,3 тыс. кв. м. В сутки терминал может обработать 600 т грузов.

Во Внуково с 2009 года функционирует «Внуково-Карго» – офисно-складской комплекс со встроенным двухуровневым грузовым терминалом. Он предоставляет услуги по наземному обслуживанию грузовых и почтовых отправлений. Совсем недавно начали выполняться регулярные грузовые рейсы по маршруту Внуково – Калининград – Внуково.

В Северо-Западном регионе единственным грузовым авиационным терминальным комплексом является грузовой терминал Пулково. Он обладает необходимым оборудованием для погрузки и разгрузки, транспортировки и взвешивания грузов (в том числе перегружателями грузоподъемностью до 30 т). Также на территории склада АО «Грузовой терминал Пулково» имеются специальные помещения для хранения как скоропортящихся, так и ценных и опасных грузов.

Централизация силы

Абсолютным лидером среди российских аэропортов с точки зрения не только грузооборота, но и уровня развития карго-инфраструктуры на сегодняшний день является Шереметьево. По итогам прошлого года рыночная доля аэропорта составила 68%.

В 2018 году Шереметьево обработало около 340 тыс. т грузов и порядка 40 тыс. т почты, что составило 29,4% от общего объема грузовых и почтовых авиа­перевозок РФ и 61,3% от суммарного оборота аэропортов МАУ.

За счет чего достигается такой рост? Общий грузооборот терминала с учетом введения второй очереди должен составить до 1 млн т в год. Он крупнейший на территории России, СНГ и стран Восточной Европы. На этом терминале обрабатываются опасные, тяжелые и крупно­габаритные, ценные грузы, животные. Ежедневно комплекс обслуживает 10–15 грузовых рейсов.

Как сообщают представители Шереметьево, строительство второй очереди терминала направлено прежде всего на обслуживание грузовых воздушных судов и активное привлечение между­народного трансферного потока.

Рассуждая о том, насколько введение в эксплуатацию нового терминала способствовало развитию товарооборота между странами Европы и Азии, в компании напоминают, что Шереметьево, будучи базовым аэропортом национального перевозчика РФ ПАО «Аэрофлот», а также аэропортом, обслуживающим восемь ведущих китайских авиакомпаний, выступает основным связующим звеном между Россией и КНР и главным воздушным портом для грузов и почты из Китая, в первую очередь для онлайн-покупок в зарубежных интернет-магазинах, львиная доля которых совершается на китайских электронных площадках.

Объем почты, доставляемой в Шереметьево международными авиарейсами, с 2016 года увеличился в 1,5 раза, при этом около 80% составляют почтовые отправления из Китая. Также в последние годы вследствие активного развития трансграничной торговли наблюдается стабильный рост спроса на услуги экспресс-перевозчиков. Это стало возможным в том числе благодаря специальным инфраструктурным решениям для экспресс-перевозчиков: выделенные на территории терминала «Москва Карго» площади для сортировки и складирования, оборудованные рабочие места для персонала компаний-партнеров, особые условия по хранению и возврату экспресс-отправлений за границу. В результате сегодня 23,7% от общего объема импорта международных воздушных линий, обрабатываемого ООО «Москва Карго», составляют грузы e-commerce, и их доля постоянно растет.

В целом на рейсах перевозчиков, выполняющих хабовые операции в Шереметьево, до 80% грузов из Китая составляет транзит, следующий в Европу. И речь здесь в первую очередь идет об авиакомпании «Аэрофлот» и крупнейшей грузовой авиакомпании России AirBridgeCargo. Оба перевозчика являются ключевыми клиентами ООО «Моск­ва Карго», и, естественно, программа текущего и долгосрочного развития предприятия разрабатывается с учетом их потребностей.

Минпромторг России рассматривает этот грузовой терминал как серьезный практический инструмент по налаживанию торгово-экономических связей РФ. Вместе с тем в прошлом году возникли жалобы авиаперевозчиков, грузо­отправителей и грузополучателей на характер взаимоотношений с компанией «Москва Карго». В конце прошлого года ФАС заподозрила авиакомпанию «Аэрофлот» и грузового оператора аэропорта Шереметьево в заключении антиконкурентного соглашения и сообщила о возбуждении антимонопольного дела. По данным ведомства, ряд компаний пожаловались на отсутствие выбора какого-либо терминала хранения, кроме «Москва Карго».

Вовлеченность и расширение

Ситуация с карго-терминалами за Уралом и в Сибири похожа на ситуацию с МАУ – развитие идет, однако лишь в пределах уже существующих точек. Международные аэропорты этих регионов в большинстве своем или недавно завершили обновление карго-инфраструктуры, или представляют ближайшие планы по расширению и обновлению. При этом интересно, что в развитии активно принимает участие «Почта России», заявляя о важности роста потока грузов в направлении Запад – Восток и обратно.

Например, в начале июля прошлого года появилась информация о том, что крупнейшая компания западной Турции – Kozuva Group – построит в международ­ном аэропорту Казани грузовой терминал. Соглашение о строительстве она подписала с Агентством инвестиционного развития Республики Татарстан (АИР) в рамках форума «Иннопром-2019».

«Татарстан развивает рынок авиаперевозок и стремится стать транспортно-логистическим центром России. Строительство карго-терминала в казанском аэропорту, которое мы планируем реализовать в рамках подписанного соглашения, позволит увеличить объем торговли», – отмечала глава агентства Талия Минуллина. По итогам прошлого года товарооборот Татарстана и Турции вырос на 3,3% и составил $314 млн.

Нынешней осенью в АИР отмечали, что «вовлеченность турецкого инвестора и возможности строительства карго-терминала вдохновили руководство аэро­порта на проработку концептуального развития сразу двух аэропортов, в том числе Бегишево (расположен в Татарстане, обслуживает Набережные Челны, Нижнекамск, Елабугу, Заинск и т. д.). Но детали соглашения чиновники пока раскрывать не стали.

Пока же в аэропорту Казани в круглосуточном режиме работает почтово-грузовой терминал. Он выполняет весь комплекс услуг по приемке и обработке грузов, в том числе опасных, крупно­габаритных, тяжеловесных и т. д.

Ранее «Почта России» открыла на территории казанского аэропорта логис­тический центр и запустила еженедельные грузовые авиарейсы из китайского города Ханчжоу в Казань.

Еще восточнее – за Уралом – крупнейшим транзитным узлом азиатской части России на пересечении важнейших авиамаршрутов, соединяющих Европу с Китаем и странами Юго-Восточной Азии, пассажирским, грузовым и почтовым хабом является международный аэропорт Новосибирска Толмачево. Здание грузового терминала в аэропорту ввели в эксплуатацию в декабре 2007 года. Он также может принять практически любые грузы. Годовой объем грузовых перево­зок – 50 тыс. т в год. На интермодальном грузовом терминале (ИГТ) аэропорта обрабатываются все виды грузов, включая опасные.

Новосибирск – один из основных центров входящей интернет-торговли в стране. В 2013-м в аэропорту Толмачево открыто ММПО (место международного почтового обмена) с круглосуточным приемом, таможенным оформлением и сортировкой почты, поступающей из-за рубежа воздушным и наземным транспортом. С марта 2017 года в Новосибирске начали регулярно совершать посадку и разгрузку собственные самолеты «Поч­ты России» из Китая, что существенно увеличило обрабатываемые в аэропорту почтовые объемы.

В 2019 году был отмечен рост объемов международных отправлений. «Обычно увеличение количества международ­ных грузов начинается в октябре. Продолжает нарастать в ноябре, когда интернет-магазины проводят распродажи, а россияне заблаговременно заказывают подарки к новогодним праздникам. Пик приходится на декабрь, постепенно уменьшаясь к апрелю. Но в 2019-м наблюдалось смещение сезона – активность e-commerce привела к тому, что нагрузка увеличилась уже в летний период. Для примера: с июня по октябрь 2018-го мы обработали примерно 4,5 млн международных отправлений. А за такой же период прошлого года – уже более 18,5 млн! Чтобы справиться с растущим объемом, мы временно усиливали бригады сортировщиков сотрудниками других подразделений», – комментирует представитель аэропорта.

В целом, по последним данным, за 11 месяцев 2019 года грузопоток аэропорта Толмачево составил 30 450 т (+6%), в том числе в ноябре – 3344 т грузов и почты (+8%).

Развитие электронной коммерции, рост трафика международных почтовых отправлений диктуют новые условия, поэтому в Новосибирске строится логистический почтовый центр. Новый хаб будет отличаться высокой степенью автоматизации процессов и возможностью производить как импортно-экспортные операции по отправке посылок, так и отправку товаров по заказам клиентов через российские онлайн-магазины со специально выделенных складских зон. Таким образом, в Новосибирске появится центр фулфилмента. Согласно условиям контракта, объект будет введен в эксплуатацию не позднее 30 июня 2020 года.

В силу географического положения большое количество транзитного груза принимает также и аэропорт Красноярска. Грузовым оператором воздушной гавани является ООО «Сибирь Карго Сервис». Грузовой терминал аэропорта Красноярска был введен в эксплуатацию в 2009-м. Его производительность – 150 т груза в сутки, он также оборудован современным технологическим оборудованием. Летом в комплексе открылся склад временного хранения для обработки и хранения товаров, приобретенных в интернет-магазинах.

Добавим, что на 2020–2027 гг. запланировано создание международного транспортного хаба и производственно-логистического центра для обслуживания грузопотока из основных международных хабов и формирования условий для организации новых производств. Предварительная оценка инвестиций составляет 65 млрд руб.

Реализация проекта, в частности, предусматривает строительство грузопассажирской железнодорожной ветки к аэропорту Красноярск, реконструкцию перрона в аэропорту, реконструкцию искусственной ВПП и т. д. Главные цели проекта – интеграция региона в мировую сеть грузоперевозок, перераспределение грузопотоков из основных международных хабов; развитие инвестиционной привлекательности Красноярского края, увеличение грузопотока аэропорта; создание новых высокотехнологичных промышленных предприятий с отгрузкой продукции как на внутренний рынок, так и на экспорт.

Восточный полет

В главной воздушной гавани При­морья – между­народном аэропорту Кневичи (Влади­восток) – два грузовых терминала. Их операторы – ООО «Карго-Владивосток» и ООО «Аэро-Груз». ООО «Карго-Владивосток» предлагает отправлять грузы на рейсах авиакомпаний «Аэрофлот», «Россия», Korean Air, «ИрАэро», «Якутия» и др. В 2019 году одно из приоритетных направлений работы стало развитие китайского рынка авиаперевозок.

Основными направлениями производственной деятельности грузового комп­лекса ООО «Аэро-Груз» являются: авиационный хендлинг и комплексное терминальное обслуживание грузовых перевозок в аэропорту; наземное коммерческое обслуживание воздушных судов (погрузка/разгрузка регулярных и чартерных рейсов); продажа и обеспечение авиационных перевозок грузов и почты по внутренним и международным воздушным линиям; организация грузовых перевозок автомобильным транспортом, в том числе доставка грузов от двери до двери.

Уникальное географическое положение имеет и аэропорт Южно-Сахалинска.

В июле руководитель главного областного аэропорта Никита Полонский на форуме Network в Красноярске отмечал, что один из главных векторов, который намечен вместе с правительством Сахалинской области, – создание на базе островного авиаузла удобного международного грузового хаба для технических посадок лайнеров трансконтинентальных перевозчиков, летящих из Юго-Восточной Азии в США.

«Сейчас аэропорт Южно-Сахалинска обслуживает 17 воздушных линий, у нас заключены договоры с девятью оперирующими компаниями. В ближайшей перспективе планируется формирование еще нескольких новых маршрутов.

Помимо существующего трафика, вероятно, будут открыты перелеты в Магадан, Иркутск и Красноярск. Перспективными также являются маршруты на Санкт-Петербург и в курортные города Черноморского побережья Кавказа», – подчеркивал он.

Н. Полонский сообщил, что руководство аэропорта в области международных маршрутов взяло курс на привлечение карго-перевозчиков, совершающих межконтинентальные перелеты над Сахалином.

Сегодня перед аэропортом Южно-Сахалинска правительство области ставит задачу получения статуса крупного дальневосточного хаба для пассажирских (до 5 млн человек в год) и грузовых перевозок.

Подающий надежду

Определенную ставку авиационные власти, равно как и чиновники, делают на реконструкцию военного аэродрома Сиверский под Санкт-Петербургом, построенного в 1937 году. Тема активно обсуждалась в течение всего 2019-го, начиная с громкого заявления губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко о том, что уже в 2020 году Сиверский должен принять и отправить первые самолеты.

Создание аэропорта гражданской авиации на месте бывшего военного аэродрома Сиверский рассматривается как инвестиционный проект и частный объект инфраструктуры воздушного транспорта, предназначенный в первую очередь для грузовых перевозок, обслуживания и базирования деловой авиации и авиации общего назначения, учебного центра подготовки летного состава и в дальней перспективе, возможно, и для внутренних пассажирских перевозок, исключая прямое авиасообщение с аэропортами Москвы.

Как ранее заявляли власти, реализовываться проект будет в три этапа. Создание карго-терминала, предназначенного для грузовых перевозок, предусмотрено в течение первого этапа. Но процесс до сих пор тормозит передача аэродрома из собственности Министерства обороны в собственность Ленобласти. По последним данным управления Ленинградской области по транспорту, вопрос с Мин­обороны окончательно не решен.

«Инициатором реализации инвестиционного проекта по созданию аэропорта выступает ЗАО «Евросиб». Информация о готовности генерального плана и технико-экономического обоснования инвестиционного проекта от инвестора в управление Ленинградской области по транспорту до настоящего времени не поступала», – заверили в управлении.

Добавим, что в августе 2019 года сообщалось, что инвестор разрабатывает генеральный план и технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта по строительству аэропорта. Также проводилась экспертиза аэродромных покрытий для последующего определения объема инвестиций, необходимых для реконструкции взлетно-посадочной полосы. Помимо компании «Евросиб», в списке инвесторов аэропорта летом появилось упоминание ООО «Ленавиа». По заверению представителей управления, детали строительства и развития аэропорта Сиверский можно будет обсуждать только после принятия Министерством обороны РФ решения о передаче.

Успеть за рынком

В настоящее время основная проблема аэропортов заключается в том, что они не успевают за тенденциями на рынке, говорят представители Шереметьево. «Одной из ключевых тем большинства международных отраслевых саммитов и конференций является глобальный дефицит карго-инфраструктуры, отвечающей требованиям современного рынка. Так, например, обеспечение 100%-ной сохранности высокостоимостных температурных грузов невозможно без наличия соответствующих холодильных мощностей», – говорит представитель Шереметьево.

О том, что есть необходимость в дополнительных терминалах, говорит и представитель авиакомпании «Уральские авиалинии». «При наличии конкуренции цены на обслуживание судов и грузов значительно ниже. У авиакомпании есть опыт работы с аэропортами, которые располагают несколькими терминалами, как, например, во Владивостоке», – поясняет он.

В разговоре о проблемных вопросах представитель авиакомпании «Уральские авиалинии» добавляет, что перевозчик сотрудничает с карго-терминалами по всему миру. Большинство комплексов оборудованы и лицензированы для приема спецгрузов – опасных, скоропортящихся и т. п. Также терминалы предоставляют информацию о прибывшем и отправленном грузе на своих сайтах, что существенно упрощает работу авиакомпаний и является удобным сервисом для грузоотправителей и грузополучателей. Но для совершенствования сервиса, более быстрой обработки груза и повышения грузопотока необходимо, чтобы аэропорты обращали на техническое оснащение больше внимания.

Добавим, что развитие карго-терми­налов продолжается в только что построенных аэропортах России. К примеру, международный аэропорт Платов в Ростове-на-Дону имеет новый грузовой терминал. Его среднесуточный грузо­оборот составляет 187 т. Этот комплекс один из новейших в стране – он располагает складскими помещениями, специальными помещениями для хранения, системой автоматического измерения веса и объема, автопарком погрузчиков, складом временного хранения, касторовыми столами для обработки и хранения авиационных контейнеров, подъемными станциями, паллетными погрузчиками и автоматизированной системой учета грузов.

Однако, как отмечает руководитель направления мультимодальных перево­зок FM Logistic Дмитрий Суховерша, в регионах один карго-терминал является локальным монополистом, диктующим свои тарифы участникам ВЭД. «Строительство новых грузовых терминалов в аэропортах страны за счет частных инвесторов могло бы стать эффективной мерой в целях повышения конкуренции тарифов терминалов, но только при условии экономической целесообразности такого строительства», – говорит он.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions