+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Конструктор мировых дорог

Конструктор мировых дорог
В наступившем году объем зарубежных заказов ОАО «РЖД» превысит полтриллиона рублей, что уже приближается к размеру инвестиционной программы компании внутри страны. На внешних рынках холдинг намерен реализовать свой уникальный опыт – комплексное строительство транспортных объектов и управление большим объемом грузовых и пассажирских перевозок на общих путях.

Полигон 1435

Как сообщил на итоговом заседании правления ОАО «РЖД» первый заместитель генерального директора Сергей Павлов, который недавно сменил на посту куратора международной политики компании Александра Мишарина, по итогам 2019 года объем зарубежной деятельности холдинга составил 467 млрд руб., в 2020-м он вырастет до 550 млрд руб., а к 2025-му – до 800 млрд руб. Кстати, в этом случае такой объем станет равен инвестиционной программе самой компании в пиковом по размеру инвестиций 2019 году и почти в 2 раза превысит ее в 2025-м. Согласно долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» до 2025 года инвестиционная программа холдинга в этот год составит чуть более 435 млрд руб.

В 2020-м ОАО «РЖД» планирует начать ряд новых проектов. Один из них – создание в Сербии единого диспетчерского центра, который будет организовывать все перевозки в стране. Стоимость контракта на создание такого центра – €230 млн. Предстоит поставить оборудование, смонтировать и отладить его, обучить сербских специалистов. Кроме того, начнется и реализация комплексного проекта реконструкции и строительства железной дороги между Сербией и Черногорией. Проект оценивается в €1,88 млрд и, помимо строительства, предполагает поставку российской железнодорожной техники для обслуживания этого направления, а также также подготовку сербских и черногорских специалистов. Руководство ОАО «РЖД» ранее говорило, что рассматривает Сербию как своеобразный полигон для отработки технических и правовых решений на колее 1435 мм, поскольку ранее компания практически не имела опыта строительства и эксплуатации на такой колее. Проект строительства железной дороги колеи 1435 мм ОАО «РЖД» начинало в Ливии, но он в итоге оказался так и не реализован до конца.

Под занавес 2019 года также был подписан контракт с Кубой на €1,9 млрд по модернизации национальной железнодорожной сети и поставкам нового подвижного состава и оборудования. РЖД обязуются разработать генеральный план развития железных дорог и модернизировать существующую железнодорожную сеть с поставками российских СЦБ на участке Гавана – Сантьяго-де-Куба. Точно так же, как и в Сербии, предстоит создать единый центр управления движением, сформировать систему эксплуатации и подготовить 600 кубинских специалистов. Контракт рассчитан на 10 лет, в результате чего кубинская сеть железных дорог с шириной колеи 1435 мм будет работать по российским стандартам и на отечественном оборудовании.

Также в ноябре прошлого года был реализован первый этап международного проекта «Интертран», который предполагает значительное сокращение времени нахождения грузов (контейнеров) в порту, прохождения таможен различных государств. Проект реализуется с 2017 года под эгидой Международного союза железных дорог (МСЖД) и представляет собой создание специальных мобильных рабочих мест для персонала портов, занятых оформлением груза, а также электронной сети и международной базы данных для перевозок. Это позволяет проводить до 30 операций с контейнерами на стыке «морской перевозчик – порт – железная дорога» в безбумажном режиме. Проект поддержали корпорация «Китайские железные дороги», АО «НК «КТЖ», Корейские железные дороги, АО «УБЖД», а также международные организации и ассоциации, однако пока он в полной мере, позволяющей со всеми государствами оформлять документы в электронном виде, не запущен.

Набор вероятностей

Как пояснил на правлении генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров, в ближайшей перспективе компания может подписать еще несколько контрактов.

Так, ОАО «РЖД» завершило подготовку технико-экономического обоснования модернизации и железнодорожной инфраструктуры в Индии – на участке Нагпур – Секундерабад протяженностью 581 км под скорость пассажирского движения до 200 км/ч. Там также предложены российские технологии в плане модернизации инфраструктуры, мостов, СЦБ, контактной сети и энергоснабжения. Как раз здесь холдинг намерен применить свой опыт, который был получен при подготовке инфраструктуры для скоростных перевозок между Москвой и Санкт-Петербургом, тем более что участки схожи и по протяженности, и по тому, что на них идет смешанное движение. Если индийская сторона решит, что модернизацию будет делать российская сторона, то ОАО «РЖД» получит весьма существенный контракт стоимостью более €1 млрд. При этом ранее С. Павлов говорил, что «РЖД Интернешнл» также заинтересован в создании в Индии единого диспетчерского центра по перевозкам и может предложить эту услугу.

ОАО «РЖД» готовит предварительное технико-экономическое обоснование развития железных дорог в Киргизии. Республика планирует построить железнодорожную линию протяженностью почти 600 км, которая соединит ее с Китаем и Узбекистаном. Однако до подписания обязывающих финансовых документов здесь еще далеко.

Также в конце декабря прошлого года был подписан договор на оказание технического консалтинга по строительству железнодорожной линии Таван-Толгой – Зауунбаян в Монголии. Здесь компания разработает рекомендации по организации строительства и схеме движения поездов по линии протяженностью 414 км. Не факт, что она получит право строить эту железную дорогу, потому что в Монголии сильны позиции Китая, да и уголь с Таван-Толгоя будет экспортироваться в эту страну. Но сейчас решается вопрос о российском кредите в 100 млрд руб., которые страна может потратить на железнодорожное строительство, поэтому финансовые вопросы и деятельность РЖД в этой стране тесно увязаны. Кроме того, в Монголии начинается реализация программы модернизации инфраструктуры и обновления локомотивного парка для развития центрального железнодорожного коридора Россия – Монголия – Китай. Здесь у РЖД и российских компаний есть большие шансы поучаствовать в поставке оборудования и СЦБ – с учетом того, что сейчас в этой соседней стране используются российские технологии.

Во Вьетнаме компания рассчитывает получить контракт на строительство легкого метро от Хошимина до нового аэропорта Лонгтхань протяженностью около 40 км. Соглашение о сотрудничестве с группой вьетнамских инвесторов уже подписано, но еще предстоит пройти ряд конкурсных процедур.

В Иране ОАО «РЖД» сейчас реализует проект электрификации железнодорожной линии Гармсар – Инче-Барун (включая поставки локомотивов и путевой техники) общей протяженностью почти 500 км и стоимостью €1,2 млрд, рассчитанный на 4 года.

Также в прошлом году возобновилась работа над развитием проекта широкой колеи до Вены, затормозившаяся в 2014-м из-за кризиса во взаимоотношениях с Евросоюзом. Как сообщали в компании, сейчас идет работа над подготовкой экологической экспертизы в Австрии. В ОАО «РЖД» не оставляют надежды, что этот проект будет реализован.

На радость производителям

Подытоживая, отметим, что прошлый год был довольно плодотворным для компании в международном плане – она подписала 19 соглашений о международном сотрудничестве. Разумеется, не все они превратятся в строительные контракты. Напомним, ранее у ОАО «РЖД» были планы по строительству железных дорог в Индонезии, Эквадоре, Бразилии и Аргентине. Однако фактически сработал только кубинский вариант. Латинскую Америку в плане оптимизма сменила Африка, с рядом государств которой ОАО «РЖД» подписало соглашения в ходе саммита «Россия – Африка». Ключевым партнером на этом континенте должен стать Египет, который передал на рассмотрение компании два железнодорожных проекта. Есть перспективы получить контракт в размере $500 млн по модернизации и строительству железных дорог в Республике Конго. Перспективными в плане сотрудничества выглядят такие государства, как ЮАР, Ангола, Гана и Нигерия. В этом году, как сообщили в департаменте международного сотрудничества ОАО «РЖД», возможно, уже будет подготовлен ряд контрактов на участие компании в проектах.

Как ранее говорили представители ОАО «РЖД», при реализации международных проектов компания планирует подтянуть российских производителей железнодорожной техники, как это было сделано в Сербии, когда «Трансмашхолдинг» поставил в эту страну несколько десятков дизель-поездов. При этом отечественное оборудование должно быть сертифицированным и экономически эффективным, потому что компания должна доказывать необходимость приобретения именно его. Облегчает задачу то обстоятельство, что практически вся необходимая техника производится внутри страны, и это позволяет снизить риски в проектах как для самого ОАО «РЖД», так и для заказчика. Сегодня отечественные компании – производители железнодорожной техники имеют широкую линейку моделей и компетенции, способные провести омологацию, то есть ее приспособление к местным условиям и требованиям. Поэтому ОАО «РЖД» и в дальнейшем намерено делать ставку именно на комплексные проекты с обучением местных специалистов, что сейчас наиболее востребовано на зарубежных рынках.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions