Кто внутри?
На перроне Московского вокзала пассажиры с непониманием оглядывались в поисках шаров и оркестра. Кажется, недавно даже новую «Ласточку» отправляли в путь с большим энтузиазмом. Поезд отъехал без победного свистка и без своего начальника Александра Калеущенко, которому пришлось догонять «Таврию» на «Сапсане» из-за затянувшихся торжественных формальностей. Эта картина вполне соотносится с общим духом события: масштабно, но недоработано.
Некоторые пассажиры оказались в поезде случайно – из-за низкой стоимости билетов до станций на материковой части России. Тем не менее до Севастополя доехало около 460 человек. По словам поездной бригады, желающие продолжали выкупать свободные места вплоть до отхода поезда со ст. Симферополь. Всего первый регулярный поезд «Таврия» перевез 856 человек в обоих направлениях, сообщили в пресс-службе его оператора «Гранд Сервис Экспресс» (ГСЭ). В первые сутки продажа билетов вызвала ажиотаж: компания реализовала более 5 тыс. билетов. Большая часть покупок сделана в железнодорожных кассах – созданное специально для рейсов в Крым приложение «ГСЭ Билеты» и онлайн-сервис не выдержали нагрузки.
Некоторые пассажиры объясняли свой выбор надеждой не нарваться на проблемы с украинскими пограничными службами. Как оказалось позже, избежать этого не удалось. Корреспонденты и герои их репортажей попали в базу украинского сайта «Миротворец». Основанием для включения стало, как указано на сайте, «сознательное нарушение госграницы». Свою позицию Украина выразила радикально. И не только по отношению к «несознательным» пассажирам. Прокуратура завела дело по статье «о незаконной переправке людей через границу», что предусматривает для перевозчика наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 5 лет с конфискацией транспортных средств и другой собственности, использованной для «незаконного» въезда.
Впрочем, для ГСЭ эти последствия были ожидаемы. Компания стала своеобразным буфером для РЖД, холдингу выполнение социального заказа грозило экономической катастрофой. «С учетом непростой ситуации вокруг Крыма маловероятно, что РЖД будут присутствовать на полуострове, так как это грозит принятием в отношении них санкций. Возможный вариант может заключаться в создании отдельных компаний, но и в этом случае будет необходимо найти такой вариант, когда аффилированность материнских компаний с работающими на полуострове операторами надо будет тщательно скрывать», – высказал свое мнение ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Так и произошло: вагоны ФПК отошли частной ГСЭ для движения по новому маршруту через передачу в госсобственность, а после уже непосредственно перевозчику.
Поезд как могли подготовили к комфортному путешествию. Конечно, это еще не новые концептуальные вагоны, поэтому шторки из простыней появились уже через 3 часа после отправления. В поезде удалось подключиться к сети Wi-Fi. Вкупе с полноценными розетками это дало пассажирам возможность занять время в долгой дороге. Высоких нагрузок сеть не выдерживает: фильм посмотреть не удастся, максимум – загрузить расписание остановок в пути.
Северной столице не повезло. Несмотря на удлиненный маршрут, фирменные вагоны в состав не включили. Они будут доступны в двухэтажных поездах. Начальник поезда поделился догадкой: «Между Симферополем и Севастополем мы проходим через тоннель. У двухэтажного поезда в этом случае могут быть проблемы с габаритами. Поэтому по длинному маршруту (из Санкт-Петербурга) едем в составе старого образца».
35 м над уровнем моря
Главное развлечение в пути – проезд по Крымскому мосту – пропустить было сложно. Среди пассажиров образовалось две коалиции: одни готовы были даже пропустить свою станцию, чтобы полюбоваться на историческое событие, другие опасались за безопасность. Тем более что по громкой связи напомнили: пассажирам следует быть осторожными и не выходить в тамбур (вероятно, чтобы не было соблазна сорвать стоп-кран). Как рассказал начальник поезда, перед отправлением для поездной бригады был организован специальный курс по технике спасения при пересечении Керченского пролива. И не зря: на легком пассажирском поезде действительно проводят проверку на прочность нового моста. Эксперты не раз указывали на высокую вероятность того, что грузовое движение отложили на теплый сезон из-за непредсказуемости зимней погоды.
В плацкартных вагонах ближе к полуночи атмосфера стала закипать. Параллельно с радостным возбуждением росло раздражение тех, кто пытался уснуть. Как по часам, в 12 ночи раздался возмущенный крик: «Да что вы, моста не видели?! Сидеть собрались, пока не рухнете? Да и мост ваш рухнет». В «Таврии» и до этого ночью было неспокойно: пассажиры просыпались от резких толчков во время остановок или при движении поезда. Поэтому, несмотря на отмеченный президентом Владимиром Путиным плавный ход на Крымском мосту, остальную дорогу еще предстоит обкатать.
В полной тишине локомотив РЖД заменили тепловозом Крымской железной дороги (КЖД). Он будет тянуть составы до Джанкоя, а к Севастополю и Симферополю пассажиров повезут электровозы. Такие манипуляции – одна из насущных проблем крымского движения. Чтобы не терять времени на смену локомотивов, необходимо осуществить стыкование родов тока и модернизировать локомотивный комплекс КЖД. Основные направления полуострова электрифицированы постоянным током 3 кВ, который используется Приднепровской железной дорогой. Мост соединил КЖД с СКЖД, где основные линии электрифицированы переменным током 25 кВ. Планируется, что до 2025 года мостовой переход и участок до Джанкоя будут электрифицированы, а остальные участки КЖД – перешиты на 25 кВ.
На электрифицированных пригородных направлениях используются переданные РЖД электропоезда ЭР2К. Несмотря на регион эксплуатации, депо приписки моторвагонного подвижного состава прежние (СКЖД и МЖД). Такая же ситуация и с локомотивами: на электрифицированных участках пассажирские поезда водят ВЛ10-1414 1975 года выпуска и ВЛ10-1823 1976-го, оба также приписаны не к КЖД, а к Северо-Кавказской железной дороге. Фактически железнодорожное сообщение обеспечивается всего двумя локомотивами, и вероятно, что в случае поломки движение просто встанет. Передача дополнительного ВЛ10-1897 в Крым пока только в планах. На неэлектрифицированных участках и пассажирские, и пригородные поезда ходят под краснодарскими (СКЖД) тепловозами ТЭП70БС.
Именно такой локомотив первым прошел по мосту. Машинист замедлил ход состава, чтобы пассажиры смогли рассмотреть арки моста, а встречающие – сделать фотографии. Все же часть пассажиров остались равнодушны. К когда стало понятно, что красивый вид открывается только из кабины машиниста, они укладывались спать, не дожидаясь пересечения пролива. Многие не скрывали разочарования, но продолжали снимать на камеры мобильных телефонов, даже когда поезд вошел в тоннель.
Какая встреча!
На территории Крыма поезд фотографировали все: в пробке перед железнодорожным переездом выбегали из машин водители, отвлекались от своих занятий рабочие на станциях, самые отчаянные забирались на крыши в поисках кадра. Люди заносили в поезд шары и цветы, пенсионерка расцеловала вагон, составив из отпечатков губ слово «Крым».
Среди поздравляющих в поезде прокатились глава Крыма Сергей Аксенов и глава Севастополя Михаил Развожаев. Они подчеркнули важность восстановления железнодорожного сообщения в обход Украины. Посетил «Таврию» даже Дед Мороз. Правда, зайцем и без подарков. Закончились к моменту прибытия и все сувенирные товары – пассажиры закупались на суммы до 50 тыс. руб.
На перроне в Севастополе с раннего утра собралось около 300 горожан. Встречал поезд военный хор гимном города, а артисты Севастопольского офицерского бала развлекали пассажиров и встречающих. Тем не менее первым увиденным на выходе из вагона все-таки оказался плакат «сдам жилье посуточно». Из Севастополя «Таврию» провожали уже без фанфар, да и людей на вокзале было гораздо меньше.
Надежды и разочарования
Посетить полуостров на поезде можно будет из четырех точек России. Через Керченский пролив будут ходить 11 пар пассажирских поездов – из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Кисловодска. В обозримом будущем губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев пообещал запустить и первую «Ласточку» из Краснодара. Для этого в настоящее время завершаются работы по электрификации ветки в районе Анапы и Тамани.
Главная надежда для Крыма – приток новых туристов. В первое время притягивать любопытных будет и сама возможность проехать по мосту. Однако железная дорога оправдывает себя для пассажиров на расстояниях до 1 тыс. км, поэтому ожидаемо, что большая часть желающих воспользуются все-таки самолетом. Чтобы стать популярной в туристический сезон, команде «Таврии» придется потрудиться. Даже цены плацкартных вагонов пока проигрывают авиабилетам, а тратить почти четверо суток (88 ч) своего отпуска на дорогу захочет не каждый. Ставка на поездки в холодное время года (когда отсутствует прямое авиасообщение с нестоличными городами) сыграла только вкупе с патриотическим ажиотажем. По данным оператора, за каникулы поездами воспользовалось 11 тыс. пассажиров, но средняя загрузка была далека от полной. Все это еще раз показывает, что на сегодняшний день проект ГСЭ важен прежде всего своей социальной, а не коммерческой составляющей.
Гораздо более серьезные изменения ждут крымчан, когда начнутся перевозки грузов. Как заявил В. Путин, регулярное грузовое железнодорожное сообщение через Крымский мост будет налажено с 1 июля 2020 года. Он выразил надежду, что это поможет решить вопрос нормализации цен на товары первой необходимости, в том числе на продукты питания. Ожидается, что грузопоток сместится в пользу железной дороги на 20%. В первую очередь это коснется строительных материалов и топлива.
Подводить позитивные итоги еще рано. Несмотря на бюджетные вложения в строительство моста в размере около 228 млрд руб., запуск автомобильной его части существенно не повлиял на цены в крымских магазинах. Движение товаров на полуостров со сниженными затратами на перевозку пока сильно не сказалось на экономической ситуации. Принципиальное влияние оказал бы приход крупных торговых сетей, но ждать такого патриотизма от бизнеса, пока санкции не будут сняты, бессмысленно. Кроме того, для реализации потенциала железной дороги необходим привязанный к ней оптово-логистический центр, о строительстве которого заявил С. Аксенов. Пока не ясно, кто перехватит эстафету первооткрывателей Крыма. «Думаю, что грузовые перевозки будут осуществлять частные операторы грузовых вагонов. Предполагаю, что некоторое количество грузовых вагонов будет непосредственно передано КЖД», – прокомментировал запуск движения в Крым экс-замминистра инфраструктуры Украины Александр Кава.
Как отмечают в инфоцентре «Крымский мост», железная дорога по мосту через Керченский пролив сможет обеспечить перевозку от 14 млн пассажиров и от 13 млн т грузов ежегодно. Наиболее позитивные расчеты предполагают, что к 2025 году интенсивность движения превысит 50 пар поездов в сутки. Это позволит перевозить по 16 млн т грузов и более 15 млн пассажиров ежегодно. Вопрос остается один: а поедут ли прогнозируемые пассажиры и грузы? При активном развитии альтернативных транспортных решений зенит славы моста может продержаться совсем недолго. Да и везти будет некому: если локомотивная тяга не будет модернизирована, КЖД просто не развезет запрашиваемые бизнесом объемы. Усложняет дело и ограниченность круга производителей, готовых работать напрямую с КЖД, из-за санкций. «Производители работают и с иностранными компаниями, поэтому говорить, что в ближайшее время появится новая техника, не стоит. В любом случае техника будет б/у, что отразится и на качестве услуг, и на скорости движения», – отметил Павел Иванкин, председатель экспертного совета ИИЖД.
Как бы то ни было, первый пассажирский рейс в Крым успешно завершен. Хотя «эпохальный запуск» при всем обилии торжественных формальностей как будто недотянули – сувениров не хватило, ресторан не выдержал нагрузки, а обещанные фанфары звучали только из динамиков. Хочется верить, что это не станет показателем дальнейшего подхода к модернизации подвижного состава и инфраструктуры.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.