+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Акции транспортных компаний: год без особых потрясений

Акции транспортных компаний: год без особых потрясений
Акции большинства транспортных компаний не обладали высокой ликвидностью на фондовом рынке в 2019 году, из-за чего их стоимость была подвержена случайным колебаниям. Прогнозируется, что соответствующая динамика сохранится и в 2020-м. Исключением можно считать «Аэрофлот», чьи бумаги можно отнести к ликвидным голубым фишкам. Обыкновенные акции «Газпрома» после многолетней нейтральной динамики прибавили в 2019 году 67% к капитализации компании, а привилегированные акции «Транснефти» подорожали всего на 3,4%.

Планы «Газпрома» и проблемы «Транснефти»

Обыкновенные акции «Транснефти» на 100% принадлежат государству и на бирже не котируются. Привилегированные акции «Транснефти» завершили год с нейтральной динамикой, прибавив 3,4%, и стали стоить 176 750 руб. за штуку.

«Это, можно сказать, неплохо, учитывая проблемы с нефтепроводом «Дружба», нефть в котором в мае оказалась испорчена хлорорганическими соединениями, из-за чего прокачка была остановлена. Компании пришлось решать проблему удаления загрязненной нефти из трубопровода и обеспечения компенсаций потребителям. Под влиянием этих неприятностей стоимость привилегированных акций «Транснефти» к августу 2019 года провалилась до 145 тыс. руб. за штуку, но после урегулирования претензий бумагам удалось быстро восстановиться в IV квартале. Время от времени котировки поддерживаются слухами о возможном выкупе привилегированных акций «Транснефти» или их конвертации в обыкновенные акции, но эти слухи регулярно опровергаются руководством компании», – отмечает эксперт-аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.

Крупнейший нефтегазовый холдинг России «Газпром», монопольно владеющий газотранспортной инфраструктурой страны, с известной натяжкой позволяет рассматривать его акции в числе бумаг эмитентов транспортной отрасли.

Обыкновенные акции «Газпрома» проснулись после многолетней спячки и прибавили 67% к капитализации компании в 2019 году (до 256,4 руб. за акцию), оказавшись в числе лидеров фондового рынка. Весной компания выплатила в качестве дивидендов сумму, вдвое превысившую ожидания рынка, а ближе к окончанию года чуть ли не последней из крупных эмитентов изменила дивидендную политику. К 2022-му холдинг планирует постепенно выйти на требуемые 50% чистой прибыли. По результатам 2019 года ожидается только 30% от чистой прибыли, это немногим больше, чем 27% по итогам 2018-го. Притом что и цены на газ, и объемы его экспорта падают. Эксперты прогнозируют, что в ближайшее время не стоит ждать роста суммы дивидендных выплат. Однако компания по-прежнему остается недооцененной из-за большого странового дисконта, поскольку слишком активно играет роль инструмента государственного политического влияния.

Ожидается, что этот дисконт будет сокращаться на фоне урегулирования проб­лем украинского транзита и завершения строительства новых экспортных газопроводов. В среднесрочной перспективе прогнозируется продолжение роста капитализации «Газпрома» еще на 25%.

«Аэрофлот»: без впечатляющей динамики

Акции «Аэрофлота» не показали в прошлом году впечатляющей динамики, закончив год нейтрально (+2,3%), на уровне 103,5 руб. за штуку. Увеличение стоимости авиационного топлива и аэропортового обслуживания сейчас отрицательно сказывается на рентабельности бизнеса авиакомпаний. Тем не менее благодаря росту объемов пассажирских перевозок, которые почти наполовину обеспечиваются авиаперевозчиками, входящими в группу «Аэрофлот», компании, вероятно, удастся по итогам финансового года показать рост прибыли и обеспечить дивидендную доходность акций на уровне средней по рынку. Этот фактор может сработать на рост стоимости акций в I квартале 2020 года после публикации годовой отчетности и решения по дивидендам.

Кроме «Аэрофлота», после банкротства «Трансаэро» в числе авиапере­возчиков-эмитентов на фондовом рынке осталась только авиакомпания «ЮТэйр». Акции «ЮТэйра» практичес­ки неликвидны, их оборот составляет от силы 50–100 штук в день. За год они потеряли 7,5% стоимости и в конце года продавались по 7,07 руб. за штуку. При этом в течение 2019-го дважды наблюдались попытки их резкого роста в районе 9 руб. за акцию и последующее возвращение к 6–7 руб. за штуку.

«Дело в том, что у компании огромная долговая нагрузка – и ее регулярно приходится буквально спасать от банк­ротства. Практически каждый взлет цены обеспечивался усилиями компании по реструктуризации просроченной задолженности, но закрепить эти усилия существенным улучшением ситуации не удавалось. Дальнейшая динамика акций «ЮТэйра» будет полностью зависеть от того, каким образом ей удастся урегулировать отношения с кредиторами», – полагает эксперт-аналитик А. Калачев.

Портовики в плюсе

В секторе морских перевозок на рынке также имеется два эмитента. Несмотря на значительные рыночные колебания акции Новороссийского морского торгового порта (НМТП) в 2019 году демонстрировали убедительную ростовую динамику, прибавив к капитализации компании 31,2% (до 8,99 руб. за акцию). НМТП – крупнейший российский портовый оператор. В прошлом году его портовые мощности обеспечили уверенный рост грузооборота. Продажа банку ВТБ Новороссийского зернового терминала в апреле 2019-го принесла компании значительный рост прибыли, часть которой будет отражена в дивидендной доходности акций НМТП. Эксперты продолжают считать акции НМТП перс­пективными для вложений и ожидают продолжения их роста в 2020-м.

Не слишком ликвидные акции ДВМП (Дальневосточного морского пароходства, входящего в транспортно-логис­тическую группу FESCO) в прошлом году принесли инвесторам подъем курсовой стоимости с 4,71 до 8,81 руб. за акцию, рост составил 87%. Его основная часть одновременно с резким увеличением объемов торговли пришлась на последние 2 месяца. Причиной интереса инвесторов стало намерение продать зерновой бизнес холдинга. Речь идет о продаже двух структур FESCO, имеющих в распоряжении 4,2 тыс. собственных и арендованных вагонов-зерновозов. Если ФАС одобрит сделку, она может быть закрыта уже в I квартале 2020 года. Продажа этого актива позволит группе радикально снизить свою долговую нагрузку и инвестировать средства в развитие.

Перспективы «ТрансКонтейнера»

Акции ГТМ (ПАО «Глобалтрак Менеджмент») – компании, управляющей активами Globaltruck, одного из крупнейших автомобильных грузовых перевозчиков России и ведущего перевозчика на Урале и в Сибири, – за год подешевели с 86 до 58,7 руб.

«На этих не слишком ликвидных на бирже бумагах инвесторы потеряли в прошлом году 31,7%. Причем к концу октября котировки акций ГТМ падали до 37,2 руб. за штуку, но объявленная компанией программа обратного выкупа позволила поддержать их цену. Программа предполагает выкуп не более 5% всех акций ПАО «ГТМ», а цена выкупа не превысит цену их размещения во время проведения IPO в ноябре 2017 года (132 руб. за одну акцию). Программа обратного выкупа акций ГТМ будет действовать до 31 мая 2021-го или до достижения объявленного к выкупу количества, и, по всей видимости, она будет поддерживать котировки этих ценных бумаг на бирже», – комментирует А. Калачев.

Пожалуй, одной из главных историй года стала продажа «ТрансКонтейнера». Акции одной из перспективных и динамично растущих транспортных компаний, которая обслуживает почти половину рынка контейнерных перево­зок в РФ, в 2019-м подорожали на 90,9% (с 4335 до 8275 руб. за штуку). Почти весь год, до сентября, они росли в ожидании приватизации контрольного пакета, за который боролось несколько профильных инвесторов.

Напомним, аукцион, состоявшийся 27 ноября, принес победу транспортно-логистической группе «Дело», в управлении которой имеются портовые активы в Азово-Черноморском, Балтийском и Дальневосточном бассейнах. Объединение оператора контейнерных перево­зок и портовых операторов должно дать синергетический эффект.

Однако вскоре после покупки представители компании заявили о возможности проведения делистинга акций «ТрансКонтейнера» на Московской бирже и объединении компании с Global Ports. Free float акций «ТрансКонтейнера» небольшой, и это несложно будет сделать. Судя по реакции рынка, эта идея ему не понравилась, и рост стоимости акций «ТрансКонтейнера» с осени прекратился. Эксперты полагают, что перспективы 2020 года будут зависеть от действий нового контролирующего акционера.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions