В ОАО РЖД и ГК «Автодор» ситуацию не комментируют, хотя источники в компаниях говорят, что с конца сентября, когда письма были отправлены, проблемы так и не были устранены.
«Сейчас по постановлению №1008 ОАО РЖД не может получить ни одной копейки ФНБ и не сможет получить никогда»,— говорит один из собеседников “Ъ” в отрасли. «Самая большая проблема — это соблюдение договоренностей, которые были достигнуты,— говорит другой источник.— Договаривались, что строим БАМ, выделили деньги и не дают их взять. Как к этому относиться?»
ОАО РЖД получает средства ФНБ на развитие БАМа и Транссиба, на 2017 год запланировано выделение 100 млрд руб., на 2018-й — 50 млрд руб. Изначально финансовая модель проекта предполагала выделение этих средств путем внесения их в уставный капитал ОАО РЖД в обмен на привилегированные акции с возвратом их из дивидендного потока по 2054 год включительно. Но до того как выделенный в декабре 2016 года транш средств ФНБ в размере 50 млрд руб. поступил, вышло постановление №1008, по которому, если средства ФНБ инвестируются в акции компании, она должна заключить соглашение с Минфином об обратном выкупе, чтобы обеспечить возвратность средств. А по ФЗ об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта все акции ОАО РЖД ограничены в обороте и могут принадлежать только РФ. Таким образом, не изменив закон, выполнить требование невозможно.
У ГК «Автодор» ситуация другая. Возвратность средств ФНБ (до 150 млрд руб.), вложенных в ЦКАД, обеспечивается за счет того, что на эти средства банки покупают облигации ГК «Автодор» и ГК инвестирует эти деньги в качестве платы концедента, а впоследствии рассчитывается по облигациями либо за счет дохода от платы за проезд, либо, если его недостаточно, за счет госсубсидий. Постановление №1008 признает целевым расходованием средств ФНБ только использование их для оплаты сырья, материалов, оборудования, комплектующих, работ и услуг. Но «Автодор» — концедент и финансирует стройку, выплачивая деньги концессионеру, который и является заказчиком работ.
И ГК «Автодор», и ОАО РЖД равно возмущаются требованием направить привлеченные деньги ФНБ на финансирование проекта в пятидневный срок. «Такое ощущение, что Минфин всеми силами старается не дать денег»,— сокрушается один из собеседников “Ъ”. «Минэкономики провело несколько рабочих встреч с участием представителей госкомпании, однако результатов они не принесли,— рассказывает источник в “Автодоре”.— На основании обращения ГК Минтранс направил письмо Аркадию Дворковичу с просьбой провести согласительное совещание».
При этом ведомства, судя по всему, готовы к корректировке правил, установленных постановлением №1008. В аппарате Аркадия Дворковича “Ъ” сообщили, что вопрос прорабатывается в Минэкономики. В министерстве же говорят, что оно в настоящий момент рассматривает поступившие обращения инициаторов проектов по вопросу вступления в силу постановления №1008. Результаты этой работы еще не подведены. «Указанное постановление и предусмотренные им изменения в другие акты правительства базировались на замечаниях контролирующих органов применительно к процессу реализации соответствующих проектов»,— объясняют в министерстве. В Минфине на запрос “Ъ” так и не ответили.