27 октября стало известно, что ОАО «РЖД» пересмотрело подход к индексации тарифов на 2021 год. Новый вариант предполагает как альтернативу общему повышению тарифа в 3,7% на следующий год дополнительную индексацию цен на порожний пробег вагонов на 15,8% (вместо 4%), а также снижение тарифа на груженый пробег на 0,1%. Сохраняются и предложения по отмене льгот для инновационных вагонов.
Эти предложения вызвали негативную оценку клиентов железнодорожного транспорта, в том числе операторских компаний, грузовладельцев, Совета потребителей по вопросам деятельности РЖД. Ранее ассоциация «Русская сталь» попросила вице-премьера РФ Андрея Белоусова гарантировать сохранение тарифной политики РЖД до 2025 года. Участники рынка отмечают, что новые тарифные предложения носят ситуативный характер, противоречащий долгосрочной модели финансового развития ОАО «РЖД», и могут привести к снижению объемов перевозок.
Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) направил письмо А. Белоусову, в котором говорит о необходимости сохранить тарифную политику РЖД неизменной в 2021 году и не допустить повышения порожнего пробега вагонов на 15,8%.
Председатель президиума СОЖТ Игорь Ромашов просит А. Белоусова «на 2021 год обеспечить сохранение принципа долгосрочности и прогнозируемости тарифной политики, предусмотрев изменение тарифов в равном размере 3,7% как для грузов, так и для порожних грузовых вагонов». Кроме того, председатель президиума СОЖТ считает необходимым в следующем году вынести на публичное обсуждение подходы к определению себестоимости перевозок для РЖД.
Накануне стало известно, что обсуждение предложений в рамках правительственной комиссии по транспорту, которое должно было состояться в пятницу, 30 октября, переносится на ноябрь. А. Белоусов отправил на доработку тарифные инициативы Российских железных дорог.
Необходимость в ускорении оборота вагонов
По заявлению заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника Центральной дирекции управления движением Рашида Сайбаталова, в компании не видят необходимости в ускорении оборота вагона, так как это только усилит профицит вагонов на сети. «Оборотом вагона занимаются тогда, когда парка не хватает, а когда он есть, я не думаю, что надо очень активно заниматься этой задачей, поскольку сокращение оборота – это дополнительные расходы», – высказался он.
По его мнению, необходимо четко понимать, зачем ускорять оборот вагона. «Чтобы больше вагонов было невостребовано и занимало инфраструктуру ОАО «РЖД», тем самым снижая пропускные способности? Или чтобы собственники их размещали на путях необщего пользования, заключая соответствующие договоры с их владельцами?» – такие вопросы поставил эксперт.
При этом член президиума Союза операторов железнодорожного транспорта Ирина Чиганашкина высказалась в защиту важности сокращения времени оборота вагона даже в период профицита подвижного состава на сети.
Добавим, что в сентябре время оборота вагона на сети РЖД увеличилось на 1,5% в годовой динамике и составило 16,4 суток.
Интерактивная карта возможностей для отстаивания вагонов на путях общего и необщего пользования
Операторы рассматривают перспективы и возможности отстоя на путях необщего пользования, и резерв мощностей для реализации данного решения еще есть. По мнению исполнительного директора Союза операторов железнодорожного транспорта Алексея Дружинина, было бы полезно создать интерактивную карту возможностей сети общего и необщего пользования в части мощностей для отстоя вагонов, не задействованных в перевозочном процессе.
Он также предложил предоставить возможности ОАО «РЖД» выступать от имени владельцев путей необщего пользования, чтобы операторы имели единое окно для таких решений в виде ОАО «РЖД». Замгендиректора ОАО «РЖД» – начальник Центральной дирекции управления движением Рашид Сайбаталов в ответ отметил, что в рамках подобной карты можно было бы сразу размещать расценки, предъявляемые владельцами путей необщего пользования, чтобы оператор мог в режиме онлайн увидеть место для стоянки его невостребованного вагона и оценить предлагаемые условия.
Запуск поездов из Крыма в Астрахань
Как сообщил официальный оператор поездов в Крым, частная компания «Гранд Сервис Экспресс», с середины декабря начнет курсировать поезд Астрахань – Симферополь с периодичностью раз в 4 дня. Он будет следовать по маршруту через Верхний Баскунчак, Волгоград, Сальск, Батайск, Ростов-на-Дону и Тимашевск. В составе поездов в Астрахань и обратно – купейные и плацкартные вагоны. Время в пути составит 36 ч.
Первый состав поезда «Таврия» № 96/95 Симферополь – Астрахань отправится 16 декабря в 19.40 с железнодорожного вокзала Симферополя и прибудет в Астрахань 18 декабря в 07.52. Из Астрахани первый поезд отправится 19 декабря в 22.48 и прибудет в Симферополь 21 декабря в 09.50.
Поезда «Таврия» уже связывают Симферополь с Екатеринбургом, Кисловодском, Смоленском и Москвой, Севастополь – с Москвой и Санкт-Петербургом.